Не ТО, что надо
Вот уже два месяца в России официально действуют новые правила прохождения техосмотра автомобилей. Однако, судя по количеству писем в редакцию нашей газеты, многие автовладельцы до сих пор не в полной мере представляют себе, как, где и когда следует пройти эту процедуру. Эксперты же прогнозируют рост числа дорожных происшествий из-за неисправности автомобилей, допущенных на дорогу страховыми компаниями. Реформа свершилась, но, похоже, не совсем так, как предполагали законодатели.
Талонов не хватает
Напомним, конец техосмотру в его прежнем виде положил президент Дмитрий Медведев, поручив разработать новый закон. С 1 января 2012 года автомобилисты проходят осмотр без непосредственного участия сотрудников ГИБДД. Если раньше был ГТО (государственный технический осмотр), то теперь просто ТО.
Правда, полностью коммерческим техосмотр станет только через два года. До тех пор можно выбирать, где его проходить: в государственных пунктах при ГИБДД или у частных операторов. Но в любом случае, штамп в талоне теперь ставят операторы станций ТО, они же, а не «гаишники», несут ответственность за ДТП, если автомобиль с талоном оказался неисправным.
С нового года не надо возить с собой талон техосмотра, инспектору ГИБДД достаточно предъявить страховой полис ОСАГО. Но получить полис водители теперь могут только по предъявлении техталона. Таким образом, ТО по-прежнему является необходимым винтиком в действующей системе.
Согласно нововведениям, новые автомобили (до трех лет, начиная с года выпуска) не должны проходить техосмотр; автомобили (в том числе грузовые до трех тонн) «возрастом» от трех до семи лет должны проходить его раз в два года, а машины старше семи лет — ежегодно. При этом такси, автобусы и маршрутки, то есть все транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, должны проходить осмотр каждые полгода, а грузовики свыше трех тонн, спецтранспорт (полицейские машины, скорая помощь) — раз в год.
Освобождаются от ТО прицепы, имеющие разрешенную максимальную массу до 3,5 тонны.
Кроме того, теперь автовладельцы не привязаны ни к региону, ни к муниципальному образованию при прохождении ТО, то есть могут проверять свой автомобиль в любом техцентре страны.
Что касается талонов техосмотра, то новые бланки пока в нужном количестве напечатать не успели. В итоге было решено, что ГИБДД передаст имеющиеся у нее старые талоны новым операторам техосмотра. Их будут выдавать до 1 апреля.
А с января 2013 года талоны, возможно, вообще перестанут выдавать. Вся информация будет находиться в электронной базе данных, которая должна содержать сведения о прохождении техосмотра, страховом полисе ОСАГО, а возможно, и административных правонарушениях, совершенных владельцем автомобиля за предыдущий период.
Вместо ГИБДД – РСА
Аккредитовывать и вести реестр станций ТО поручено опять же не ГИБДД, а Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Он должен контролировать деятельность операторов ТО, проводить проверки.
Как нам сообщили в РСА, на сегодняшний день в реестр было внесено около двух тысяч операторов технического осмотра, в том числе несколько десятков по Саратовской области.
Одна из самых больших проблем новой процедуры прохождения ТО – отсутствие отлаженной связи между страховщиками, пунктами техосмотра и полицейскими, в том числе в виде единой информационной базы.
В одном из саратовских пунктов ТО нам недоуменно поведали: «Ситуация толком неясная ни для сотрудников ГИБДД, ни для нас, ни для страховщиков. Не все нормативные документы еще вступили в силу, не все разработаны».
Глава Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев также отметил, что новая система прохождения техосмотра пока недоработана и что требуется дополнительное время: «Страховщики не хотят брать на себя дополнительную нагрузку: они выдают полисы ОСАГО, и у них абсолютно нет желания следить еще и за техническим осмотром. Но они будут вынуждены отказывать автовладельцу в выдаче полиса, если машина не прошла ТО. Естественно, это противоречит интересам бизнеса страховщиков».
Что же касается автомобилистов, то на сегодняшний день совершенно не очевидна последовательность их действий при прохождении ТО и покупке полиса ОСАГО. Ведь теперь надо следить не только за актуальностью договора ОСАГО, но и за сроком действия талона техосмотра. Заключить договор ОСАГО можно только по предъявлении талона техосмотра, срок действия которого заканчивается не раньше, чем через полгода на момент обращения к страховщикам. В противном случае владельцу авто нужно заново проходить техосмотр и получать талон.
Впрочем, некоторые страховщики предлагают талоны прямо в своих офисах. Без осмотра транспорта. Другие заключают договоры ОСАГО задним числом и потом отправляют водителей к оператору ТО, с которым у страховой компании договор.
Так, прокуратура Саратовской области проверила деятельность ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр». Установлено, что в нарушение требований законодательства «Техосмотр» работает в Саратове, не имея пункта ТО. В компании, по данным ведомства, отсутствует техническая возможность для ежедневной передачи сведений о результатах проведения осмотра в единую автоматизированную информационную систему.
Это значит, автолюбителю не нужно устранять дефекты автомобиля и тратить время на досмотр. Уже есть случаи, когда страховку оформляли на автомобили, несколько лет стоящие на приколе, без двигателя и колес. В ГИБДД заявляют, что повлиять на эту ситуацию не могут. Они не имеют права даже спросить талон техосмотра.
Между тем за именно счет вывода гаишников из системы техосмотра планировалось решить коррупционную проблему, так как больше половины талонов ТО продавались за взятки.
Безопасность ни при чем
В свою очередь у экспертов на станциях ТО беспокойство вызывает список неисправностей. Говорят, из него исчезло множество пунктов. И теперь бывает так: диагностика показывает, что есть проблема, к примеру, в рулевом управлении. Но конкретно этой поломки в списке нет и предъявить нечего. Неисправная машина выезжает на дорогу.
Получается, что процедура техосмотра все больше превращается в формальность – на безопасность она практически не влияет (вряд ли страх перед возможной аварией, а не регулярные проверки на дорогах заставят водителя проходить инструментальный контроль), зато добавила головной боли водителям в спорах со страховщиками.
К слову, как быть с правами автомобилиста – может ли он оспорить отказ в выдаче ему талона ТО, если не согласен с выводами оператора. Куда ему следует обращаться в таких случаях?
Чиновники уже признали несовершенство видоизмененного техосмотра и спешат реформировать только что вступившие в силу правила. В частности, Минфин предложил отменить привязку талона техосмотра к полису ОСАГО, полностью переложив ответственность за прохождение на автовладельцев. Таким образом, талон ТО понадобится только в случае ДТП. Однако если водитель попадет в аварию и у него не окажется действующего талона техосмотра, то страховщик сможет предъявить ему регрессное требование и взыскать сумму страховой выплаты.
Это дает страховщикам возможность широкого маневра при взыскании выплат с водителей, так как всего полпроцента аварий происходит из-за неисправности машины. Тем временем нивелируется основная функция инструментального контроля в обеспечении безопасности на дорогах, под лозунгом которой и затевалась реформа.
Пункты прохождения ТО в Саратове и области
ООО «Спецэлектромонтаж» – 2-й Сторожевой проезд, 2, т. 64-27-70
СПАТП № 4 – ул. Васильковская, 1, т. 92-28-54
СПАТП № 5 – Ильинская площадь, 5, т. 20-03-31
АТП № 2 – Район ВСО (ОДСР № 5), т. 38-20-02
РЭО ГИБДД (ТО только для новых а/м) – Вольский тракт, 1, т. 62-48-35, 46-15-77
ООО «АВТО-2009» – г. Балаково, ул. Промышленная, 11, т. (845 3) 349-515
г. Красноармейск, ул. Ленина, 5, т. (845 50) 2-12-56
г. Аткарск, ул. Мира, 35, т. (845 52) 2-24-50
г. Вольск, ул. Ватутина, 1, т. (845 93) 5-04-04
г. Ртищево, ул. Алексея Громова, 130, т. (845 40) 4-44-74
г. Пугачев, ул. Заводская 1-я, 57, т. (845 74) 2-78-13
ООО «Атлант» – Петровск, ул. Димитрова, 2г, т. ц(845 55) 2-74-66
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №8 (455)
Автор статьи: Иван ПЕТРОВ
Рубрика: Автоклуб «НВ»