Своим голосом
В среду в академическом театре оперы и балета в рамках юбилейного, XXV международного Cобиновского фестиваля состоялся первый тур Конкурса конкурсов вокалистов. Его участники исполняли народные песни и романсы. Сегодня вечером пройдет второй тур: конкурсанты померятся талантами в исполнении шедевров оперной классики.
Бог знает, что ведет всех этих людей душным вечером по широкой лестнице между колоннами в вымощенный мраморной плиткой вестибюль. Торопятся, наспех охорашиваются у больших зеркал, напряженно прислушиваясь к первой трели звонка. Наверх – стуча каблучками, оглядываясь и кивая знакомым. Зал заполняется неравномерно, очагами.
Неверно думать, что все пришедшие желают (и могут) сверить по партитуре качество исполнения. Вот во второй ярус нерешительно втягивается змейкой группа молодых людей, человек десять: невероятно, но культпоходы еще не отменили!
Молодой человек с аккуратно стриженным затылком в проходе партера, на нагрудном кармане белоснежной рубашки – черная пластиковая бирка с надписью по-русски: «Старейшина Билл». Еще один, тоже старейшина. Уж не сходка ли тут старейшин?.. А вот и важный господин в хорошем костюме, шествует неторопливым эскортом у напряженно озирающейся дамы. В руках пригласительный билет, стало быть, седьмой или восьмой ряд – этот «свой». Хотя партитуры что-то тоже не видно.
И все же все они, или почти все – знатоки и ценители классического вокала. Их не так уж и мало – зал театра полон. Нужные люди (вроде журналистов) сидят в оркестровой яме и чрезвычайно рады видеть участников конкурса почти на расстоянии вытянутой руки.
Как уже было сказано, фестиваль юбилейный, двадцать пятый. А конкурс вокалистов пока четырнадцатый, первый состоялся в 1999 году. Участниками прошлых лет были артисты из США, Южной Кореи, Японии, Монголии, Польши, Молдавии, Болгарии, Литвы и стран ближнего зарубежья. Многие из них в дальнейшем подтверждали высокий уровень исполнительского мастерства на престижных международных конкурсах.
На этот раз в Саратове состязаются 11 молодых (до 35 лет) оперных певцов (заявлялось 12, но один приехать не смог). Компетентное жюри, состоящее исключительно из мэтров саратовской оперы, возглавляемое художественным руководителем и главным дирижером театра Юрием Кочевым, настроено судить беспристрастно и объективно.
Задачи таких конкурсов примерно одинаковы: сохранение традиций сольного академического пения и поддержка одаренной музыкальной молодежи. А вот что думают о цели таких состязаний сами конкурсанты? Зачем они принимают вызов коллег, что им это дает? Как готовятся к конкурсу? Мешает или помогает им реакция зрителей во время конкурсного выступления?
Мнения двух из них после блестящего выступления в первом отделении первого тура мы смогли узнать в антракте.
Чэнь Сяо Ся (Китай, Гуанджоу), сопрано, в 2008 году окончила магистратуру Белорусской академии музыки:
– Я из Китая, четыре года училась в Белоруссии, в Минске. Сейчас солистка филармонии в Гуанджоу. Фестивали, конкурсы очень полезны для молодых певцов. Все мы только на пороге в мир музыки, это очень трудный путь. Конкурс помогает увидеть других, не похожих на тебя исполнителей и что-то понять про себя. Я уже участвовала в конкурсе оперных певцов имени Ирины Богачевой, в фестивале духовной музыки в Минске. У каждого певца есть свои любимые произведения, которые им больше удаются. Вот их и исполняют на конкурсах.
Конечно, волнуюсь, столько зрителей! Все волнуются. Но мы же любим петь для всех – это наша мечта, ради нее мы репетируем, учимся каждый день. А увидеть глаза зрителя в зале... Нет-нет (с почти суеверным ужасом)! Это не нужно, это плохо для выступления.
Владимир Дмитрук (Беларусь, Минск), тенор, студент 4-го курса Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова:
– На первом своем конкурсе в Кохтла-Ярве, в Эстонии, я рассуждал как спортсмен. А сейчас мне соревновательный дух не то что чужд, он просто не играет важной роли. Наоборот, фестиваль благоприятствует тому, что я выхожу просто петь, как на концерте. Да, нас судят, нам скажут, кто первый. Но я сейчас ставлю перед собой только цель хорошо спеть и что-то сказать свое со сцены.
Как мы готовимся? Очень-очень много поем! А потом берем программу конкурса и отбираем под нее самое удачное из своего репертуара.
Во Флориде проходит конкурс Лучано Паваротти, там организаторы исключили присутствие зрителей, чтобы солист не так волновался. Но это конкурсы, которые отбирают в театры. А вообще-то зрители, наоборот, поддерживает, помогают. Мне не очень нравится, когда свет в лицо, не люблю петь в пустоту. Но когда я чуть-чуть прохожу глазами по залу, то понимаю, что в этот момент происходит. И мне это нравится.
...Покидая театр, зрители опускали бюллетени в специальные урны – это было начало первого в истории фестиваля голосования за приз зрительских симпатий. Выбрать надо было одного солиста, но я заметил, что некоторые, осторожно оглядываясь, ставили на своем листочке два крестика. Я сделал то же самое.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №19 (466)
Автор статьи: Александр ПОЛЕТАЕВ
Рубрика: Культура