Бизнес на клятве Гиппократа
С помощью рекламы на телевидении и в газетах наша жизнь давно превратилась в таблеточное изобилие, а граждане, в свою очередь, научились правильно произносить мудреные названия лекарств и биологических добавок. Дело дошло до того, что агентами фармацевтических компаний становятся сами врачи.
То, что доктор прописал...
Реклама, как известно, является двигателем торговли. А реклама лекарственных препаратов, особенно уместная в России, где, по статистике, болен каждый второй, в последние три года достигла небывалых размахов.
Чиновники в белах халатах ужасаются, увидев на странице очередного издания фармацевтическую «новинку», и в один голос твердят, что без учета индивидуальных особенностей организма ни одно чудо-средство нельзя употреблять, так как практически всегда существуют противопоказания. И если многие граждане понимают опасность самолечения популярными пилюлями, то совет или рекомендация лечащего врача всегда воспринимается положительно.
Не так давно мне пришлось столкнуться с интересной ситуацией. Врач-невропатолог, заполняя рецепт, строго предписала приобрести в аптеке мазь определенной фирмы– производителя (не называю препарат, дабы не создавать ему дополнительной рекламы). Причем, она выписала рецепт на бланке, на котором красовался логотип фирмы, и назвала его цену – достаточно высокую, заявив, будто лекарство отлично помогает. Поинтересовавшись возможностью замены препарата на другой, более дешевый, я получила категорический отказ, так как мне, по словам врача, сможет помочь только этот, иначе «зачем тогда вообще к врачу ходить, лечитесь самостоятельно». Подобная забота о здоровье пациента доктора из муниципальной поликлиники показалась мне достаточно странной. Кстати, в платных медицинских центрах всегда корректно интересуются платежеспособностью пациента, дабы выписать то лекарство, которое человеку по карману. Одним словом, пришлось в итоге обращаться за советом к знакомому невропатологу. В результате мне было посоветовано менее дорогое, но более эффективное лекарственное средство.
Однако эскулапы не всегда утруждают себя выпиской рецептурного бланка на новомодные пилюли, и иногда предпочитают более быстрый способ заработка: приторговывают лекарствами, буквально не отходя от рабочего места.
Моя знакомая повела заболевшего ребенка к окулисту районной поликлиники. Врач посоветовала для улучшения зрения ребенка приобрести новое лекарство, которое она жестом фокусника тотчас извлекла из ящика стола. Какая мать пожалеет деньги на здоровье своего ребенка? За «чудо-препарат» медику было уплачено 680 рублей, и лишь спустя несколько дней выяснилось, что в перечне показаний на этикетке таблеток никакого «улучшения зрения» не значится.
Елена Волкова, начальник лечебного отдела городского комитета здравоохранения, так прокомментировала эту ситуацию.
– Мы категорически запрещаем врачам продавать на работе как лекарственные препараты, так и биологически активные добавки к пище (БАДы – прим. авт.), – рассказывает Елена Георгиевна, – врач может лишь порекомендовать какой-либо препарат, объяснить его свойства и эффективность. Представители фармацевтических фирм приходят на наши рабочие совещания, иногда с их участием проводятся городские и областные конференции, на которых они рассказывают нам о том или ином средстве – иначе как бы врачи узнавали о новинках? Врач может ознакомить пациента с новым лекарством, а пациент имеет право выбрать, что ему приобрести: более дешевое средство или препарат «нового поколения». Но как только врач советует купить таблетки в определенном месте, где они, якобы, стоят дешевле, я понимаю, что он занимается этим не из альтруистических побуждений. Пациенту не нужно поддаваться на чересчур навязчивые предложения медицинских работников, предлагающих незнакомое средство. А если врач торгует медикаментами на рабочем месте, то нужно обязательно сообщать нам о подобных случаях.
Однако, по словам Елены Волковой, таких жалоб бывает – не больше 4-5 в год, видимо, потому, что люди просто не знают о своих правах. Был случай, когда пациент купил у врача лекарство, но впоследствии выяснил, что оно ему не подходит. Доктор отказался возвращать деньги, однако при помощи специалистов горздрава справедливость все-таки восторжествовала.
«Здоровый» менеджмент
Так каким же образом врачи превращаются в фармацевтических менеджеров? Один из сотрудников представительства западной компании (по понятным причинам пожелавший остаться неизвестным) приоткрыл завесу тайны и рассказал о существующей системе.
Дистрибьютеры фармацевтических компаний, набранные из наших земляков рекламные агенты, не только присутствуют на рабочих совещаниях органов здравоохранения, но иногда и просто ходят по поликлиникам, раздавая многочисленные буклеты и рекламные листовки лекарственных препаратов. Самые смелые врачи решаются самостоятельно продавать лекарства и БАДы у себя в кабинете, имея приличные проценты от продаж. Те же, кто направляет пациентов с рецептом в определенные аптеки, имеют не больше 10-15% прибыли за выписанное лекарство, около 5% выдаются агенту, который умело «обработал» врача.
Полученная представителями фирм-производителей прибыль позволяет набирать большой штат агентов, а те опутывают своей сетью поликлиники и больницы. Цель закордонных поставщиков ясна и понятна: они желают продать свой товар, и как можно дороже. Цель врачей также не вызывает сомнений: при копеечной зарплате очень тяжело удержаться от соблазна.
Деятельность врачей-торговцев и врачей-агентов, скорее всего, будет продолжаться и дальше. Из-за несовершенства российского законодательства теоретически привлечь к ответственности медицинского работника за то, что он рекламирует лекарственное средство, сложно. Отдельные вопросы регулируются федеральным законом «О рекламе», в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан». За врачом, торгующим на рабочем месте медикаментами, обычно устанавливается контроль администрации. Так что пока данная проблема носит скорее этический, нежели юридический характер.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 18(33), 16-22 мая 2003 г.
Автор статьи: Ирина ЛИХОМАН
Рубрика: Здоровье