Путешествие в другой мир
Ведущие актеры Саратовской драмы Эльвира Данилина и Сергей Сосновский снялись в новом фильме Валерия Тодоровского.
– Эльвира, давайте начнем с самого начала.
– Последнее время в театре у нас постоянно проходили кастинги, связанные с набором актеров в кино, рекламу. Кто у нас только не перебывал: агенты, продюсеры, фотографы. Однажды к нам приехала с «Мосфильма» женщина-фотограф. А на «Мосфильме», надо сказать, произошла колоссальная реорганизация с приходом Карена Шахназарова. Я была на «Мосфильме» в 93-м году – сплошной развал, мерзость, запустение. Сейчас же киностудия – картинка. Не забыл Шахназаров и про актеров. Понимая, что одни и те же столичные лицедеи кочуют из фильма в другой, из сериала в следующий, новый глава «Мосфильма» сделал первостепенной целью поиск новых лиц, дарований, имен. При «Мосфильме» начала создаваться централизованная картотека с досье и фото актеров, живущих далеко от Москвы. В нее попали и мы. А несколько месяцев спустя из столицы уже непосредственно от Валерия Тодоровского приехали Ирина Третьякова и Татьяна Талькова. Ирина Третьякова работала вторым режиссером с Бодровым-старшим, с Говорухиным. Таня – ассистент по актерам, кстати, не однофамилица убиенного певца, а его вдова.
Обе пересмотрели все спектакли нашего театра и даже на два дня отложили отъезд, чтобы увидеть «Долгую и счастливую жизнь». Актерам приятно внимание к их персонам, но ничего нового в своей судьбе я от этого визита не ждала. А в конце мая, когда театр гастролировал в Балаково, раздался звонок из дома. Дочь сказала, что звонила Таня с «Мосфильма». Я перезвонила ей и услышала, что меня и Сергея Сосновского заочно, по фотографиям, утвердили на роли в новом фильме Валерия Тодоровского. Разумеется, я тут же сообщила об этом Сергею Валентиновичу, он дико вдохновился, и мы с ним отправились в Москву. Сосновский, в отличие от меня, сомневался, что все будет о’кей.
Но нас очень тепло и доброжелательно встретили. На «Мосфильме» вошли в комнату – и сразу же сюрприз. Висит на стене объявление: «Набор актеров на съемки фильма Тодоровского завершен». А рядом фотографии утвержденных актеров. Физиономию Сосновского я увидела сразу, а свою – увы. Ну, думаю, бывает. Выполнила почетную миссию по доставке Сосновского целым и невредимым в столицу и будь свободна. Потом выяснилось, что моей фотографии не повезло со скотчем. Тут же, при мне, ее нашли и торжественно закрепили на стенде.
С фотографией прояснилось, сидим «в ожидании Годо», ждем, чтобы прояснилось с режиссером. В конце концов, мы же заочно утверждены. А вдруг раздумает, разочаруется нами реальными? Вошел Валерий Петрович. Не скажешь, что ему 42 года – эдакий стремительный молодой человек в джинсиках, свитере, очочках. Поздоровался, окинул нас взглядом, перебросился какими-то фразами с коллегами и ушел. Мы в панике: не оценил нас как актеров.
Ирина Третьякова убежала куда-то и возвратилась с контрактами: «Подписывайте, ребята, вы утверждены». Москвичи потом над нами добродушно подтрунивали: мол, саратовские думали, что их экзаменовать здесь будут, сцены заставят разыгрывать.
Позже Тодоровский сказал: «А вы оказались гораздо лучше в жизни, чем я ожидал». Получили мы с Сергеем черновой, «рыбный», вариант сценария и уехали домой. А 1 августа нас пригласили на съемки на «Беларусьфильм» («Мосфильм» – это, видимо, очень дорогая аренда, поэтому многие предпочитают другие студии).
– Сложно ли оказалось театральной актрисе превратиться в киноактрису?
– Съемки в кино оказались похожи на поход в другой мир. Несложно, но это абсолютно отличный опыт. Предстояло обжиться в кинопространстве. Научиться работать в свете, перед кинокамерой. Съемочный день длился 16 часов. Съемки шли очень мобильно, без «зависания». Если и были какие-то сбои, то из-за техники. Несколько сцен, к примеру, снималось в дыму, и специальная машина дымовой эффект создавала.
– Эльвира, кто ваши партнеры по фильму?
– В главных ролях Елена Яковлева и Леонид Ярмольник. Оказалось очень интересно наблюдать за этой парой, как они поддерживали друг друга в творческом состоянии. Все время шутили, провоцировали друг друга, и между ними совершенно очевидно существовала мощнейшая духовная связь. Эдакая незримая ниточка их объединяла.
Оба актера – пример колоссальной мобильности. Готовность работать сколько надо и когда надо я читала у Лены в глазах. На время съемок у нее приходился спектакль в Москве, так что она жила между двумя столицами. А Ярмольник? Я восхищалась остроумием, какой-то праздничностью этого человека и думала, что он тоже успевает невероятно много: и в кино сняться, и ведущим ток-шоу поработать, и в жюри КВНа посидеть, и бизнес свой не забросить...
На съемочной площадке царила профессиональная и сердечная обстановка. Моим непосредственным партнером был Сергей Газаров. Я играла роль его жены. Время от времени он бегал смотреть на монитор и довольно заявлял мне, что, как и следовало ожидать, наша семья выглядела лучше всех и мы самые классные. Я же сама к монитору практически не ходила – боялась увидеть, что не так смотрюсь, не так играю.
– Но режиссер-то вами остался доволен?
– Судя по тому, что он практически не появлялся на съемочной площадке, да. Тодоровский почти все время проводил за монитором. Говоря театральным языком, наблюдал за творческим процессом из-за кулис. Тодоровский вообще удивительная личность. Умеет доверять людям! И всем своим поведением демонстрирует абсолютную несуетность. Однако, я полагаю, что работать с ним могут не все актеры. В его стиле нет ничего затверженного, устоявшегося, консервативного. Он – сплошное движение, постоянно все меняет, преобразует. Поэтому актеры Тодоровского не могут не быть склонными к импровизации. Газаров живет в импровизации как рыба в воде. Не было ни одного дубля, где бы он был похож на себя прежнего. И мне, соответственно, приходилось импровизировать, выстраивая отношения со своим киномужем.
Два съемочных дня на «Беларусьфильме» превратились лично для меня в 32 часа сплошной игры, приколов, идей, настроений.
– Расскажите немного о сюжете фильма и как он, кстати, называется?
– Его рабочее название «Мой сводный брат Франкенштейн».
– Так Тодоровский снял мистическую ленту?
– Жанр кинофильма обозначить крайне сложно. В нем постоянно все меняется. Это и социальная драма, и философская притча, и фарс, и комедия одновременно. Согласно условиям контракта я не могу пересказывать содержание фильма, поэтому ограничусь кратким введением в тему. В благополучном семействе появляется внебрачный сын главного героя, прошедший ад чеченской войны. Человек приносит с собой много загадок. На этом строится сюжет. Моя же героиня Галя безоглядно приходит на помощь семейной паре: устраивает большой сбор друзей. Между прочим, съемка этого большого сбора однажды выманила-таки Тодоровского из-за монитора. Изрядно ошарашенный толпой на площадке, он порекомендовал нам энергичнее рассортироваться по мизансценам.
– Эльвира, а кто исполняет главную роль?
– Молодой актер Даниил Спиваковский. Этот талантливый парень, по-моему, жил в пластике своего героя и вне киносъемок.
– Что поразило вас на киноплощадке?
– Дети. То, как они играют. Вернее – как живут в кино. В фильме играют трое детей. Они не делают никакой разницы между игрой и реальностью. Марианна, барышня восьми лет, торжественно сообщила, что это ее третья кинороль.
Не менее чем «малышковое» актерство меня поразили возможности киногрима. Яковлева почти не узнаваема в этом фильме.
– А вас сильно гримировали?
– Нет, минимально.
– Актеры заметили ваше сходство с Мерилин Монро?
– Это забавно, но позже я узнала, что у них разгорелась целая дискуссия – на кого похожа актриса Данилина. А возглавила дискуссию Яковлева.
– Эля, а какую роль играл Сосновский?
– Он, как и я, играл друга семьи главных героев.
– Какой-то вывод из двух съемочных дней вы сделали для себя?
– Я рада, что киноопыт состоялся. Пусть я сыграла роль второго плана, а не главную, но ведь режиссер-то – Тодоровский!
Раневская замечательно сказала, что сняться в плохом фильме – это все равно, что плюнуть в вечность. Я надеюсь, что мы с Сосновским этой печальной участи избежали.
– Когда выйдет фильм?
– Премьера назначена на конец года.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 35 (50), 26 сентября – 2 октября 2003 г.
Автор статьи: Светлана МИКУЛИНА
Рубрика: Культура