Сольемся в «БОМОНДЕ»
Почему-то слово «бомонд» в России, с лёгкой руки наших классиков, всегда произносилось с некоторым оттенком иронической презрительности. Сразу вспоминается начало «Войны и мира», салон Анны Павловны Шерер. А уж в советское время слово это вообще было признаком буржуазности, потому как обладать хорошим тоном, соблюдать нормальные правила поведения считалось недостойным человека эпохи развивающегося коммунизма. А между тем по-французски beau monde – это всего-навсего высший свет. Однако фестиваль под названием «Бомонд», который открылся в Саратовской филармонии 25 сентября блистательным концертом Елены Камбуровой, предполагает совсем иное прочтение этого понятия: бомонд в нашем представлении – это отнюдь не только дамы в роскошных декольтированных туалетах, не только мужчины в смокингах с бабочками (хотя, честно признаться, очень хотелось бы видеть такую публику в нашем филармоническом зале), но и молодёжь в джинсах и слушатели в повседневной одежде, пришедшие в концерт после рабочего дня.
«Бомонд вкуса» – вот главное, ради чего и задумывался фестиваль. Подлинный исполнительский бомонд представителей европейской музыкальной элиты (вот, кстати, ещё одно бранное слово в эпоху великих строек коммунизма), с одной стороны, и демократический бомонд, с другой. Первый осенний «Бомонд» отличается от многих традиционных фестивалей своей разножанровостью. Два вечера высокой классики – музыки «академической», две джазовых программы, два авторских вечера современных композиторов и, наконец, концерт Е.Камбуровой, который я даже затрудняюсь отнести к какому-либо из перечисленных жанров.
Что касается участников фестиваля, то есть имена, которые в комментариях вообще не нуждаются. Неужели же кому-нибудь нужно объяснять, кто такие «бородинцы»? Ведь это самый известный и, может быть, лучший в мире струнный квартет, существующий более полувека. «Бородинцы» – это не четыре отдельных инструмента, а один с шестнадцатью струнами» – это из австрийской газеты. Квартет имени Бородина не был в Саратове лет, наверное, десять. Приедут они нынче в обновлённом составе – по разным причинам менялись участники ансамбля. Но с самого первого концерта 10 октября 1946 года и по сегодняшний день в нём играет удивительный музыкант и потрясающий виолончелист – Валентин Александрович Берлинский. Когда я впервые позвонил ему, чтобы договориться о приезде на гастроли, он сказал, что Саратов – город для него памятный, здесь он был в годы войны, когда сюда переехала Московская консерватория. Он сам попросил организовать встречу со студентами накануне концерта, и сам попросил написать на концертной афише посвящение памяти Валентина Шувалова, потому что любил квартет «Моц-арт», помогал им и опекал. Думаю, что и на Владимира Крайнева мне не надо тратить много слов: этот пианист в рейтингах европейской музыкальной прессы входит в первую десятку. Он тоже много лет не был в Саратове, а когда-то приезжал довольно часто: меломаны со стажем должны помнить его феноменальное исполнение Фортепианного концерта Шостаковича с «Виртуозами Москвы», многочисленные сольные программы. Авторский вечер знаменитого Евгения Доги носит название «Табор уходит в небо». Это лишь одно название фильма с его музыкой среди трёх десятков. Ведь был ещё «Мой ласковый и нежный зверь», а сейчас выходит на экран новый фильм С. Говорухина «Благословите женщину» и тоже с музыкой Е.Доги. Дидье Локвуд в прошлом году произвёл такой фурор своей джазовой скрипкой, что джазмены до сих пор пребывают в состоянии дурманного восторга. А в дуэте с любимцем саратовской публики Даниилом Крамером – это вообще непредсказуемо! Как в любом настоящем фестивале, в «Бомонде» есть свои сюрпризы, свои «изюминки» – с именами громкими и известными соседствуют абсолютно незнакомые. Кто такая, например, Барбара Деннерляйн? Я и сам не знал, пока не нашёл её сайт в Интернете. Оказалось, молодая, очень красивая (во всяком случае, на фотографиях) и очень, как нынче принято говорить, востребованная. График её гастролей расписан уже на весь 2004 год, в месяц она играет по 14-15 концертов, ездит по всему миру. Играет на органе джазовую музыку, как написанную современными авторами, так и импровизации на заданную тему. Честно признаюсь: я не самый большой поклонник органа, но на этот концерт я непременно пойду и даже не по долгу службы, а из чисто музыкантского любопытства. Импровизации И.С.Баха на церковном органе – это мне почему-то понятно, но как на этом инструменте импровизировать в джазовой манере? Очень интересно!
А ещё одно незнакомое имя – композитор Татьяна Камышева. Собственно, нынешних композиторов вообще никто не знает. Спросите любого молодого человека на дискотеке: вот эту песню кто написал? Чья музыка, чей текст? В лучшем случае вы услышите в ответ: группа такая-то. На пресс-конференции Елена Камбурова, услышав фамилию Т.Камышевой, сказала, что она непременно будет петь её песни в своих программах. Думаю, что после этого вывод о характере концерта можно делать безошибочно – это современный романс, это авторская песня, это прелестные сочинения для детей.
«А теперь о погоде»: осень в Саратове потрясающая, давно такой не помню. И даже то обстоятельство, что шума в газетах и по телевидению много, а воды горячей как не было, так и нет, – даже это забывается под ласковым солнцем. И только мы в филармонии сидим в кабинетах, курим по полтора килограмма сигарет в день и, мрачно подперев головы кулаками, соображаем, где бы на всё вышеперечисленное достать деньги. Вот если бы, думаем, бомонд финансовый пришёл на выручку бомонду духовному, если бы слились они в экстазе в зале филармонии на концертах «Бомонда» осеннего! А то ведь, ну никак нам не справиться с нашим-то малюсеньким залом. И ведь гонорары исполнители просят смешные, а всё равно в убыток работать приходится. А мы ведь организация бюджетная, будь оно проклято!
А потому, на всякий случай: наш адрес не дом, и не улица, наш адрес – Соборная площадь, 9. Чувствуете, название какое: Со-бор-ная! Может, соберёмся? Вот, Поволжский Немецкий и Нижневолжский коммерческий банки уже помогли чуть, Гёте-центр московский полновесную руку приложил... Это я намекаю, спасибо.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 36 (51), 3-9 октября 2003 г.
Автор статьи: Анатолий КАТЦ
Рубрика: Культура