Яндекс.Метрика

Социологический опорос

Социологический опорос

Работа социолога сродни журналистскому труду. Прекрасна она тем, что результаты опросов (или заметку) можно состряпать, не выходя из дома. Политическая ситуация в принципе ясна каждому: дурят нашего брата и все такое. А уж как население относится к конкретным персонам, предположить нетрудно. Остается проставить проценты и обзавестись красивой вывеской. Неплохо, например, звучит: Центр XXII века или cоцконтора «Конопатин и сыновья». В славном Балтайском районе давным-давно раскусили такие штучки.

«Ни один выпивоха не сознается в том, что он пьян. Ни один журналист не признается в том, что продажен. Получающий за свою работу деньги социолог тоже полагает, что никем не ангажирован. Но вот принимает он заказ на исследования от какой-нибудь партии «ХХХ», и поневоле начинает ей симпатизировать. Сам того не замечая.

Вроде бы задача была поставлена собрать максимально достоверные сведения, но кусай себя за палец или за локоть – ничего не помогает. Так и тянет приписать несколько хороших цифр заказчику. Как вылечить такого человека? Отвар какой травки прописать ему на ночь? Лучшие медицинские светила (по опросам социологов) бьются над этой проблемой и пока не могут ее разрешить.

Ангажированный исследователь общественного мнения – не просто больной. Это человек, который никогда с таким выводом не согласится и лечить себя не позволит. Уловок у него великое множество. Он может ходить по квартирам, а может сидеть дома и обзванивать случайных граждан по телефонной книге. Потом, как скульптор, отсекает все лишнее, и получаются самые честные результаты, самый объективный срез. (При этих словах нужно подленько хихикать в кулачок.)

Но есть и такие маньяки, которые хотят добиться правильных ответов самостоятельно. Для них очень важен эффект присутствия и личного участия в происходящей эксгумации мнения конкретного индивидуума. Такие полагают, что самое главное – четко сформулировать вопрос. «Мужики, угощаю всех! Правда ведь, что партия «ХХХ» наберет на выборах 42%?» Или: «В случае прохождения в Госдуму партии «ХХХХ» собирается закрыть все пивбары! Но вы же не станете за нее голосовать?»

В Балтайском районе социологов не жалуют. Завидев стаю этих, с позволения сказать, специалистов, матери спешно зазывают детей домой. Закрываются ставни, двери – на засов, и все – в подпол. Авось пройдет беда стороной.

А вот сами социологи в Балтай прут как охотники за зайцами. Для них тут раздолье. Поймаешь несколько зазевавшихся балтайцев – считай, что ухватил удачу за хвост. Ведь, как известно, мнение жителей Балтайщины самое что ни на есть точное. На протяжении многих веков оно отражало среднероссийские взгляды во всем. Если в одном регионе страны отчаянно сажали на кол, а в другом – пили чай, то в Балтае чай пили нервными глотками, покалывая друг друга булавками. Если Рязань ненавидела печенегов, а Киев – половцев, то в Балтайском районе косо поглядывали на англичан. Правда, ничего грубого им не говорили.

Со временем Балтай обзавелся славой населенного пункта, жители коего имеют среднемировые взгляды на любую проблему. Есть Гринвич, есть эталонный метр, есть, в конце концов, лампочка на 100 ватт. И есть Балтай с его удивительным средним видением всех задач, стоящих перед человечеством.

Здесь легко замерить рейтинг Уго Чавеса, узнать перспективы любой политической партии, выяснить отношение к той или иной реформе. В общем, не удивительно, что чуть ли не каждый день в район наведываются различные социологи. Местных жителей просто затерзали вопросами. Вот на днях уехали аргентинцы, изучавшие отношение балтайцев к опоссумам. И ведь тоже прибыли ангажированными! С первого их латинского слова почувствовалось, что они настроены крайне негативно по отношению к этим мирным зверькам. Балтайцы опоссумов в обиду не дали, и что же? Недавно в прессе появились сообщения о том, что опоссумы не прошли в парламент Аргентины!

К сожалению, мы не имеем права лечить иностранных социологов. Но, может, оно и к лучшему. Своих, знаете ли, хватает.

Как же бороться с недобросовестными социологами? Не отвечать на их вопросы? Увы, большого смысла в этом мы не видим. Ответы они все равно нарисуют. Лучше попробуйте разговорить опросчика. Понятно, что глобальные выводы будет делать не он, но начните с низов. Постарайтесь беседовать с ним на темы, которые его особенно интересуют. А потом как-то невзначай вызвать на откровенность. Зачем, мол, этим занимаешься? А не лучше ли найти дело, которое было бы действительно полезным? Бывало, у людей просыпалась совесть. Правда, последний такой случай зарегистрирован в 1993 году в Чебоксарах. Но чем черт не шутит!

А иногда помогает обычный кипяток. Созовет маститый социолог пресс-конференцию, начнет партии по порядку расставлять, а тут хрясь – кипяток из батареи центрального отопления. На бумаги, на социолога… К слову, средство универсальное. Помогает и от продажных журналистов, и от министров-взяточников, и от милиционеров нечестных. Неприятно, конечно, больно местами, но куда деваться.

И последнее. Верить или не верить социологическим исследованиям – каждый для себя решает сам. Все-таки мы с вами живем в демократическом государстве. Но если человек за столом начинает свою речь с того, что исследования его кристально честны и никем не заказаны, посмотрите с надеждой на батарею. А еще лучше – позвоните нам. Это наш клиент.

Владимир ЗНАЕЦ, главврач клиники закрытого типа, специализирующейся на лечении ангажированных социологов»


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №27 (236)
Рубрика:  Взгляд из Балтая

Возврат к списку


Материалы по теме: