Последнее слово министра Брызгалова
После ряда публикаций в «НВ», а также в других СМИ, критикующих деятельность областного министерства культуры, свою точку зрения на ситуацию высказывает министр культуры области Михаил БРЫЗГАЛОВ.
При этом следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ субъектам РФ отведена лишь функция проводника этой политики.
Указанный закон кардинальным образом изменил принципы взаимоотношения государства и культурного сообщества путем внесения изменений в базовый закон отрасли «Основы законодательства о культуре».
Нормы, регулирующие государственную поддержку творческих работников и их организаций, в основном, утратили силу. Бюджетное разграничение между различными уровнями публичной власти предельно усилено.
Все перечисленные изменения – далеко не предел. Реформирование направлено на оптимизацию действующей сети получателей бюджетных средств, уточнение правового статуса и реорганизацию бюджетных учреждений, переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг, формирование бюджета, направленного на результат.
Уже сейчас государство не берет на себя жестких обязательств по финансированию даже государственных учреждений культуры, не говоря уже об организациях, которые находятся в других формах собственности.
Быть может, это не совсем приятно слышать, но курс государства направлен на финансирование не организации как таковой, независимо от результатов ее работы, а оказываемых ею услуг.
Нравится нам или нет, но все мы должны быть готовы к грядущим изменениям. Сейчас не время для междоусобных распрей, мы не можем позволить себе распыляться на мелкие, бытовые проблемы, личные амбиции. Мы не должны ждать перемен пассивно. Наша задача – совместными усилиями искать оптимальные пути решения тех проблем, которые возникают перед нами в связи с реформами. А реформируются в нашей стране, вопреки распространенному мнению, не только театры. Речь идет о реформе всей бюджетной сферы.
В последнее время в прессе наблюдается поток статей, в которых идет обсуждение действий и решений министерства культуры области и моих, как руководителя данного ведомства.
Критика полезна, если она имеет под собой реальные основания, направлена на решение наболевших проблем. Гораздо хуже, когда она продиктована личными обидами, эмоциями, идущими вразрез с законодательством и фактами.
Хочу прокомментировать некоторые высказывания в статьях «В жанре кризиса» («НВ», № 10) и «Трудно быть хором» («НВ», № 6).
«ЮТА»: ДЕТИ ИМЕЮТ СВОЙСТВО ВЫРАСТАТЬ
В первой статье, где речь идет о скандале вокруг конкурса молодых исполнителей эстрадной песни «ЮТА», меня фактически обвинили в совершении преступления, не имея к тому никаких оснований.
На момент поступления и соответственно распределения спонсорских денежных средств на деятельность арт-студии «ЮТА» ни я, ни С.Краснощекова не являлись руководителями областной филармонии.
В период моего руководства филармонией требования Г.Селивановой проверить достоверность бухгалтерского отчета неоднократно удовлетворялись. Однако Г.Селиванову это не устроило. Не обладая специальными познаниями в области бухгалтерского учета и права, она берет на себя смелость делать далеко идущие выводы о причинах невыплаты заработной платы участникам «ЮТА». Г.Селиванову почему-то не смущает, что «ЮТА» никогда не была структурным подразделением филармонии, и между участниками конкурсной программы и филармонией никогда не было трудовых правоотношений, которые и подразумевают обязанность работодателя выплачивать заработную плату.
С 6 июня по 17 августа 2004 года ГУВД Саратовской области в филармонии была проведена документальная ревизия, в результате которой никаких финансовых нарушений, связанных с деятельностью фестивалей и конкурсов «ЮТА», не выявлено.
Г.Селивановой было предложено обновить коллектив, набрать новых детей. Ведь дети имеют свойство вырастать. Последовал категорический отказ. Детьми, видимо, заниматься некогда.
Год назад в филармонии был создан новый проект – детский эстрадный вокальный коллектив «Апельсин», который мы считаем открытием 2004 года.
ТРУДНО БЫТЬ ХОРОМ
Считаю, что ситуация, представленная в статье, выглядит несколько неверно.
Здание, закрепленное за Театром хоровой музыки, – федеральная собственность. В настоящее время оно является предметом судебного разбирательства в арбитражном суде области. Исковые требования ТУ Министерства имущественных отношений РФ, считающего себя представителем собственника указанного недвижимого имущества, сведены к необходимости выселения Театра. О перспективах данного судебного дела говорить пока сложно.
Это же касается и потенциально возможной передачи здания Саратовской Епархии Русской Православной Церкви. До окончания судебного разбирательства передача состояться не может в соответствии с действующим законодательством.
Безусловно, ситуация со зданием очень серьезная. Но в данном вопросе минкультуры области не вправе принимать властное решение. Это прерогатива органов управления имуществом всех уровней власти. А мы можем лишь ходатайствовать, что и делалось неоднократно. Причем в данном вопросе не последнюю роль играет инициатива самого учреждения.
Нельзя скрывать и тот факт, что руководители Театра практически не делали даже попыток привести здание в нормальное состояние. Долгое время директором Театра был Борис Лицов, сын Людмилы Алексеевны. Его все устраивало в существующем положении. Ни разу в министерство культуры не поступали обращения о необходимости выделения средств на ремонт. А ведь здание было передано в пользование Театру, и именно директор, в первую очередь, несет ответственность за его содержание.
Что касается соседства Театра с клубом «Карамболь», то и здесь мы должны действовать в рамках закона. Передача здания Театру осуществлялась с обременением. Клубом был заключен договор долгосрочной аренды на часть здания.
Надо учитывать и то обстоятельство, что СГТХМ – это фактически хор консерватории. Основная его часть (90%) – студенты. Понятно, что ни им, ни Людмиле Алексеевне, которая заведует кафедрой хорового дирижирования, в выделенном помещении работать просто неудобно. И в этом тоже объяснение проблемы. И все-таки мы нашли компромиссный вариант. В целях создания нормальных рабочих условий для безусловно всеми уважаемого и талантливого руководителя Людмилы Алексеевны Лицовой мы арендуем помещение в консерватории.
НАДБАВКИ НАРОДНЫМ АРТИСТАМ
Меня упрекали в том, что в других областях есть региональные надбавки народным артистам РФ, а в Саратовской области – нет. В 2004 году для 24 народных артистов России, работающих на саратовской сцене, мы добились доплаты в 2000 рублей. Для сравнения – в 2003 году эта сумма составляла всего 500 рублей. В прошлом году впервые стали выплачиваться губернаторские стипендии одаренным детям. Пока таких стипендий четыре, на следующий год планируем уже десять. Кроме того, у нас 10 стипендиатов Федерального агентства по культуре и кинематографии на 2004-2005 учебные годы.
ДЕЛО ВСЕГО МИНИСТЕРСТВА
Одно из наиболее значимых направлений работы министерства – подготовка проекта закона Саратовской области с рабочим названием «О культуре», регулирующего вопросы поддержки организаций культуры и работников отрасли. Необходимо понять только одно, что закрепление таких положений на законодательном уровне зависит не только от усилий министерства, но и от возможностей областного бюджета.
Буду ли я защищать этот закон или кто-то другой, пока сказать трудно. Но работа над проектом продолжается. Все, что от меня зависит, я сделаю.
Совершенно спокойно отношусь к своему будущему. За два года работы в должности министра культуры я получил такой опыт, который не получил бы и за десять лет на любой другой работе.
Все мои действия направлены исключительно на созидание. Думаю, что этому послужит и запланированный на апрель 2005 года съезд работников культуры. Цель данного форума – выработка стратегических путей решения проблем, стоящих перед отраслью.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 12 (124), 1-7 апреля 2005 г.
Автор статьи: Михаил БРЫЗГАЛОВ
Рубрика: Кочка зрения