Автомобиль – не роскошь
Реформы, свалившиеся на головы автомобилистов всей России, похоже, преследуют лишь одну цель: закрыть дыру в государственном бюджете, а заодно и пополнить карманы причастных. Шутка ли, за последний год неоднократно пытались то повысить налог, то включить его в стоимость бензина, увеличив и так немалую стоимость топлива. Теперь готовится новая напасть: в рамках реформирования системы образования слуги народа решили изменить и подход к обучению курсантов. По статистике ученики попадают в ДТП не настолько часто, как, например, водители с двух-трехлетним стажем. Они аккуратнее на дороге, стараются соблюдать ПДД. Чем же не угодили новички?
Сегодня существует деление водителей на категории. Самая популярная – B. C ней можно садиться за руль любого легкового автомобиля. Однако в том и кроется проблема. Закон ограничивает массу автомобиля 3,5 тонны и 8 пассажирскими местами. Бортовую ГАЗель никто в своем уме не назовет легковым автомобилем, тем не менее это так. Ситуация наоборот: Hummer H2 имеет полную массу свыше 3,5 тонны. Дилеры американской машины раньше вынуждены были дарить покупателям разрешение на вождение грузовика. И только теперь машина облегчена.
Пару лет назад наше правительство подготовило законопроект, согласно которому водительских категорий должно быть намного больше. Камнем преткновения стал тип коробки передач. Обычно человек, проездивший хотя бы полгода с автоматом, теряет навыки езды с обычной механикой. «Какой смысл мне учиться водить древнюю «шестерку», когда я уже купила себе машинку с автоматом?», – говорят некоторые девушки. Специально для таких хотели ввести особую категорию. С ней за руль машины с механикой садиться нельзя. Все бы хорошо, только палка выходит о двух концах. Для того чтобы получить такую категорию, нужно тренироваться на машине с автоматом. А где взять средства на её покупку? Отечественный автопром не выпускает таких машин, иномарки стоят недешево. Самый доступный Daewoo Matiz будет стоить порядка 250-270 тысяч рублей! Ресурс машины в автошколе редко превышает три года. Значит, необходимо «раскидать» стоимость малышки на учеников. Как следствие – тотальное повышение цен на обучение. Из-за этого введение новшеств было отложено.
В конце апреля вновь заговорили о реформах. Авторынок диктует свои законы: старые идеи достали из пыльного угла, попутно добавив еще несколько нововведений. Самое приятное – увеличение количества учебных часов. Положа руку на сердце, скажем, что за два месяца обучения в автошколе водитель получается неважный. Дело даже не в том, хороший или плохой у тебя инструктор. Ученик не успевает «набить руку». По новым правилам, если их примут, будет минимальный срок – полгода. Изменится и теоретический экзамен. Сейчас курсант обязан ответить на 20 вопросов и может сделать две ошибки. По новым стандартам за каждую ошибку будет добавлено еще 3-4 вопроса.
Сколько водителей получают заветные «корочки» без блата? Меньше 10%. Когда я сам сдавал, за определенную незначительную сумму инструктор мне подсказал: у машины вывернут электомагнитный клапан. Другими словами, на нейтралке машина глохла. Таким образом, 10 из 16 курсантов отсеялось на старте. Я тоже не сдал с первого раза – на машине «случайно» не сработал вентилятор. Чтобы таких казусов больше не было, экзаменационные автомобили будут оборудоваться видеокамерами. Ученику тоже придется несладко: вместо пяти препятствий он должен будет пройти 14. В программе экзамена также должны были появиться такие элементы, как разгон по 100-метровой прямой на время, проезд перекрестка со светофорами, ситуации с дорожной разметкой. При этом по автодрому двигались бы сразу 10–15 автомобилей.
Если все так хорошо, почему автор статьи столь скептически относится к изменениям? Как говорил классик: «Ищите вопрос о бифштексе». Сегодня обучение по старым нормам еще доступно. Новые правила – новые цены. По самым скромным прикидкам получить пластиковую карточку будет стоить минимум 30 тысяч рублей! Возможно, для жителя Саратова это не такие большие деньги. Но не вернутся ли жители поселков и деревень вновь к коням? Ведь на них и категорий никаких не надо…
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №18 (371)
Автор статьи: Антон ЧУГАЕВ
Рубрика: Автоклуб «НВ»