Яндекс.Метрика

Сумма для проекта с умом

Сумма для проекта с умом

В стране запускается масштабный проект по модернизации здравоохранения на 2011–2012 годы. Финансирование из фонда «Здоровье» поступит в те регионы, где будут готовы свои программы модернизации здравоохранения. О том, чем Саратовская область ответит на заказ государства, мы беседуем с региональным министром здравоохранения Ларисой Твердохлеб.

Бонусный принцип

– Лариса Васильевна, а от ­чего будет зависеть выделяемая на тот или иной регион сумма?

– Средства будут распределяться государством по бонусной системе, и тот регион, который подготовит лучшую программу модернизации, получит большую сумму. Поэтому мы заинтересованы в подготовке реальной и качественной программы модернизации на 2011–2012 годы. Сегодня идет период медицинского аудита. Проверяется состояние материально-технической базы, финансовых ресурсов, кадров, структуры, сети всех лечебных учреждений области.

На особый контроль берется и ситуация с неэффективными расходами (которые также контролирует Москва) по превышению объемов стационарной медицинской помощи, по уровню скорой медпомощи. О чем говорят эти показатели? Если амбулаторно-поликлиническое звено недоработало, то в результате мы имеем увеличение объемов стационарной и скорой помощи. Возьмем лечение гипертонической болезни. Если мы вовремя больного не поставили на учет, то, естественно, будут такие осложнения, как инсульт и инфаркт. То же самое касается онкологии. Или мы имеем дело с опухолью в полтора сантиметра, или это запущенный случай, когда при лечении применяются высокие технологии, химиотерапия и т. д. Поэтому от того, как работает первичное амбулаторно-поликлиническое звено, зависит эффективность использования всех остальных средств, которые направляются на здравоохранение.

После аудита будет проведено собеседование с главными врачами, экономическими службами больниц. Губернатор дал добро, чтобы привлечь к этой работе и глав администраций. По каждому району будут намечены пути модернизации, улучшения работы служб здравоохранения. Эта работа будет продолжаться в течение всего июля, и к 1 августа мы начнем заниматься составлением программы модернизации всей Саратовской области. Будут подробно проанализированы обеспеченность кадрами, нагрузка на врача-специалиста в поликлинике, количество пролеченных больных в стационаре с учетом программы госгарантий. А она имеет жесткие нормативы: объемы оказания медицинской помощи доводятся до каждого региона с учетом количества жителей, половозрастных характеристик и т.д. При этом в Минздраве РФ понимают, что сразу все привести в идеальный порядок нельзя, это эволюционный путь, этапы которого мы и должны представить в программе модернизации на 2011–2012 годы.

Губернаторский дозор

– В последнее время губернатор, посещая районы, обязательно заезжает в центральные районные больницы.

– Прежде всего он смотрит, насколько эффективно работает та или иная районная больница, как используется кадровый потенциал, тратятся бюджетные деньги, анализируется оснащенность учреждений оборудованием. Он сам смотрит функциональные подразделения, оценивает, что было сделано за последние пять лет.

Возьмем Озинский район. Четыре года назад там была чрезвычайная ситуация. Кадров катастрофически не хватало (всего восемь врачей на 10 тысяч населения). Сегодня уже 15. Если раньше работала одна пенсионерка-хирург, то сегодня четыре хирурга, четыре акушера-гинеколога, но пока не хватает узких специалистов. За это время капитально отремонтированы поликлиника, многие функциональные подразделения стационара (на сегодня ремонта требуют акушерское, детское отделения).

У медперсонала здесь очень высокая оплата труда (на 25% выше среднеобластного показателя) – 22 тысячи рублей. С одной стороны, мы должны этому только радоваться. Но, с другой стороны, если анализировать работу ЦРБ по выполнению объемов медицинского страхования, то упущенная выгода (то есть незаработанные средства) составляет 7,4 миллиона рублей. Эти средства не освоены в основном по амбулаторному направлению. А неисполнение объемов именно по амбулаторно-поликлинической помощи – это неисполнение профилактического направления. К чему это привело в Озинках? Смертность в районе выросла на 11,4%, при этом от сердечно-сосудистой патологии – в 2,6 раза, от онкологических заболеваний – в 2 раза. Запущенных случаев по онкологической патологии здесь в два с половиной раза больше, чем в среднем по области. Вот результат несвоевременной диагностики, когда лечение начинается на поздних сроках.

Почему же здесь в полной мере не работает профилактическое звено? Мы слышим объяснения, что у них есть проблемы по укомплектованию узкими специалистами. Но тогда используйте дополнительную диспансеризацию, под которую мы получаем федеральные деньги! Если сами не можете ее провести, заключайте договоры с областными медучреждениями, которые бригадным методом выезжают в ЦРБ. Все можно организовать. Ведь смогли же наладить в Озинках оказание помощи по родовспоможению и детству. Не так много районов могут похвастаться нулевой младенческой смертностью. Раз смогли организовать работу по этому направлению, значит, потенциал есть.

Вот и выходит, с одной стороны, в районном здравоохранении серьезная дефектура, а с другой – высокая оплата труда. То есть напрямую они оплату труда не связывают с результатами. То есть система премиальных доплат работает, а система штрафных санкций – нет.

– А в каких еще ЦРБ прослеживается подобная тенденция?

– Нам пришлось установить внешнее управление ЦРБ в Питерке. Там очень большая задолженность по оплате труда. Для такого маленького района она составляет 2,3 миллиона рублей, хотя в прошлом году вообще достигала 4 миллионов. Наш контроль, конечно, способствовал снижению этой цифры, но закрыть задолженность возможно только до конца года. Деньги здесь расходовались очень нерационально, не было эффективного управления. На одну штатную единицу работало три человека. Главным врачом, который сейчас уволен, пришлось заняться прокуратуре. Мы привели штатное расписание к нормативу, а объемы нагрузки медперсонала к той оплате труда, которую они получают (в среднем 18,8 тысячи при областном показателе 17,6). При этом объемы работ у них минимальные, особой ответственности нет, как раз налицо та ситуация, когда премиальная система работает, а штрафная – нет.

Смертность в районе выросла на 8%, причем от онкологической патологии почти на 90%, а от сердечно-сосудистой – на 46%. Если мы имеем такую неудовлетворительную медико-демографическую ситуацию, значит, не работает профилактическое направление, больные своевременно не выявляются, а значит, и такой высокой оплаты труда не должно быть. Сегодня мы еженедельно выезжаем в Питерку, наши специалисты помогают новому главному врачу в рациональной организации труда.

В Ровном тоже поменялся главный врач, там были большие замечания по закупкам, приобретению медикаментов, продуктов питания, по организации рабочих мест. Там даже была коллективная жалоба в профсоюзы: бывший главврач неправильно производила выплату отпускных и т.д.

Сейчас новый главврач наводит порядок. Медико-демографическая ситуация здесь тоже не совсем благоприятная. Несмотря на то что смертность ниже среднеобластных показателей, на 15% выросла смертность от сердечно-сосудистой патологии. И при этом миллион рублей упущенной выгоды, и опять не зарабатывает именно поликлиническое звено.

Ну и самый проблемный район – Балашовский. Задолженность по ЦРБ здесь более 30 миллионов рублей, упущенная выгода порядка 17 миллионов. Показатели смертности выше, чем средние по области, в том числе младенческая смертность, был даже случай материнской смертности. Высокий уровень абортов, рождаемость ниже областных показателей. Последнее время там работает комиссия от облправительства и министерства здравоохранения.

За последние четыре года поменялся уже третий главврач, это привело к тому, что коллектив стал неуправляемым. Больницей вообще управляла бухгалтер со средним образованием, которая себя назвала директором бухгалтерии. В подчинении у нее было 24 бухгалтера, 9 экономистов, 8 кадровиков (это на 560 коек!). У них была высокая оплата труда. Интенсивные доплаты выдавали даже за работу на компьютере. При этом врачам не платили командировочные. Когда пришел главный врач, он снял все доплаты, и сотрудники бухгалтерии предупредили о пикетировании, а врачи их не поддержали. При такой запущенной ситуации наш контроль будет постоянным.

Подушка безопасности

– Если возвратиться к вопросу о том, что в здравоохранении на местном уровне в полной мере не работает профилактическое звено, то насколько актуальна инициатива губернатора увеличить объем медосмотров в два раза?

– Речь идет о дополнительной диспансеризации по нацпроекту «Здоровье». За первый год мы осмотрели 60 тысяч жителей области, второй – 100 тысяч. Сегодня до нас доведен план в 68 тысяч. Но в федеральном министерстве сказали: сколько посмотрите, столько денег и дадим. В среднем за каждого больного мы получаем 1070 рублей, хотя начинали с 500. Сегодня перечень обследований достаточен для того, чтобы поставить своевременный диагноз. По инициативе губернатора эти планы мы удвоили. С апреля начали дополнительную диспансеризацию. До конца года медосмотр пройдут 130 тысяч жителей губернии, из них уже прошли 23%. При этом не везде наблюдается одинаковая картина. В Балакове диспансеризацию прошли 16%, в Красноармейске – 17,5%, в Романовке – всего 5%. А в Новых Бурасах – 56%! Там понимают: чем больше людей охватим, тем лучше результативность лечения. К тому же заработанные деньги идут как на расходные материалы, так и на дополнительную оплату труда. В прошлом году за счет диспансеризации оплата труда врачей в области выросла на 3-4 тысячи рублей, среднего медперсонала на 1,5-2 тысячи. Это еще и своего рода подушка безопасности, запас прочности, так как осваиваются федеральные деньги. Но чтобы воспользоваться этой возможностью, надо грамотно организовать работу.

– В декабре губернатор будет защищать программу в Москве, а уже в январе мы получим деньги на модернизацию здравоохранения области. По какому принципу они будут распределяться между лечебными учреждениями уже в регионе?

– Я думаю, что эти деньги дадут не на область, а адресно на каждое лечебное учреждение. Москва неслучайно от нас сегодня требует подробнейшую информацию буквально по каждой больнице, вплоть до того, чтобы она была отмечена на карте и обязательно с указанием количества населения, которое обслуживает. Ну и, конечно, главную роль при распределении средств будет играть то, насколько серьезный план модернизации предложит руководство лечебного учреждения.

Тренинг для главврачей

– Выходит, финансирование будет зависеть от того, насколько грамотно на месте смогут распорядиться выделяемыми средствами.

– Сегодня здравоохранением должны управлять не просто главные врачи, а грамотные менеджеры. Поэтому мы приступили к обучению главных врачей экономическому менеджменту в здравоохранении. 50 человек уже прошли обучение на курсах. Потом будем обучать заместителей главврачей по лечебной работе, затем заведующих. Да-да, в современных условиях экономикой должны заниматься и заведующие отделениями.

Дистанционные курсы проводила Российская государственная медицинская академия, в Саратов приезжал заведующий кафедрой права Виктор Хайкин, он же председатель экспертного совета по реформам здравоохранения при ГФИ. Проводя заключительный тренинг с обучающимися, он остался доволен уровнем их знаний.

После этого с главными врачами встречался губернатор области Павел Ипатов, ему было важно понять, как они реагируют на модернизацию. Общее настроение говорит о том, что медицинские работники сегодня не просто хотят получать деньги, они хотят зарабатывать их, предлагая качественные услуги и имея за них достойную оплату.

Он-лайн поиск лекарств во Всемирной Паутине! В результатах поиска выдается наличие лекарств, описание фармакологического действия лекарства, а также те аптеки, в которых это лекарство можно приобрести.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №25 (378)
Автор статьи:  Тамара КОРНЕВА
Рубрика:  Здоровье

Возврат к списку


Материалы по теме: