Яндекс.Метрика

Модель с биографией

Модель с биографией

Угадайте автомобиль: выхлопные трубы из титана, 8 цилиндров, хром в интерьере, задний привод, мотор сзади. На таком автомобиле долгое время ездил президент одной европейской страны, купить её сейчас практически невозможно, а всего было выпущено немногим более 10 тысяч экземпляров этой машины…

Нет, это не Porsche 911 в редкой спецификации. Сдаетесь? Тогда обратимся к самому владельцу автомобиля – пенсионеру из Саратова, потому что он знает о «Татре» всё!

Моё знакомство с этим автомобилем произошло случайно. Проезжая мимо одного из дворов, я зацепился взглядом за необычную корму черной машины. Сначала мне показалось, что я ошибся – ну не может быть в Саратове столь редкой машины! На следующий день я снова отправился к заветному подъезду, где… ничего уже не нашел. Единственным доказательством того, что машина мне не померещилась, была фотография, сделанная в первый раз. Поиск «Татры» занял несколько дней – и вот я уже фотографирую кузов редчайшего автомобиля из Чехословакии, а её владелец рассказывает мне историю своего раритета.

Тройное гражданство

Если вкратце: марка «Татра» является одной из старейших в мире. И в отличие от того же Peugeot, этот производитель никогда не выпускал микролитражки. Забавно, но Tatra трижды меняла гражданство. Изначально эта фирма была зарегистрирована на территории Австро-Венгрии, после Первой мировой войны завод отошел к Чехословакии, а после развала этого государства владельцем стала Чехия. И все это время «Татра» строила легковые автомобили экстракласса. После Второй мировой войны завод попал в сферу влияния СССР, и автомобили этой марки стали недоступны для покупателей. Модель 613 стала чехословацким аналогом советского правительственного ЗИЛа, превосходящего многие зарубежные аналоги. Мелкими партиями выпускались различные версии этой машины: 613-1, 613-2, 613-3. Силуэт автомобиля разрабатывался итальянцами из Carrozzeria Vignale – наиболее авторитетной компании в области дизайна тех лет.

А в 1999 году вышла последняя легковая «Татра Т700». По сути, это была лишь модернизация той легендарной машины, которая украшала плакаты и календари советских школьников. Поражают размеры этого автомобиля: салон настолько просторен, что, кажется, будто в ширину он необъятен. А как завораживает звук!

Дело техники

С технической точки этот автомобиль также уникален. Толщина стали такова, что при небольшой аварии на кузове не остается даже следов. Двигатель V8 установлен в задней части автомобиля примерно так же, как и на автомобилях Porsche – над задней осью. Кстати, в США заднемоторные крупные автомобили находятся под негласным запретом. Он возник после того, как в 1960-е годы заднемоторные большие седаны Chevrolet Corvair попросту разворачивались на прямой, что нередко приводило к печальным последствиям. «Опасен на любой скорости», – так писали об автомобилях заднемоторной компоновки. Тем не менее «Татра» не отказалась от такого решения. Задний привод и мотор сзади сделали управляемость седана настолько своеобразной, что новичку бывает непросто справиться с машиной. Чехи учли этот факт, поэтому двигатель получился на удивление легким. Удалось этого добиться благодаря использованию магниевого сплава. А чтобы двигатель не получил сильных повреждений при ударных нагрузках, все вкладыши были сделаны из стали. «Татра» первой из чехословацких машин получила два распредвала в каждой из головок V-образного двигателя, бесконтактную систему зажигания и дисковые вентилируемые тормоза с гидровакуумным усилителем в их приводе. Двигатель находится в одном корпусе с коробкой передач, главную передачу конструкторы сделали с коническими шестернями, а вращение ведущим задним колесам сообщают полуоси с карданными шарнирами.

20 лет спустя

Все эти тонкости Виктор Сергеевич знает назубок, ведь машина ему очень дорога. Более того, своей жизнью военный инженер обязан черному седану! Почти десять лет назад врачи поставили опасный диагноз – нужна была идея, которая заняла бы Виктора Сергеевича полностью. Было принято решение о покупке неисправного автомобиля. Выбор пал на «Татру». Смешно говорить, но за 20 лет у седана пробег чуть более 60 тысяч километров! Он практически ни разу не видел снега, в молодости за ним был поистине королевский уход (автомобиль пришел из Ленинграда, где возил крупных советских чиновников), и лишь в Саратове он встретился с таким понятием как «неквалифицированный ремонт». Виктор Сергеевич забрал «Татру» без двигателя, а мотор пришел к нему в трех коробках. Автомобиль оказался настолько технически интересным, что произошло настоящее чудо – болезнь ушла.

Коллекционеры утверждют, что автомобиль полностью аутен­тичен, то есть готов к участию в выставках едва ли не на международному уровне. Владельцу сильно помогло инженерное образование, без него постичь особенности этой машины было бы непросто. Даже аккумулятор здесь нестандартный – достать его можно только из-под переднего бампера снизу! Осталось только покрасить машину заново, годы все же взяли своё, и автомобиль начал терять лоск. Тем не менее он еще ни одно десятилетие будет радовать владельцев – на 20-летнем экземпляре нет ни одного пятнышка ржавчины, а мотор после переборки работает как часы.



Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №33 (386)
Рубрика:  Автоклуб «НВ»

Возврат к списку


Материалы по теме: