Додж для Красной армии
6 июня 1925 года Уолтер Перси Крайслер основал компанию Chrysler. Его отец был инженером на железной дороге. Там Уолтер познал технику с самых азов, пройдя путь от чернорабочего до менеджера. В 35 лет он купил свой первый автомобиль и, как говорят, сначала разобрал и собрал его и только потом сел за руль.
В 37 Крайслер пришел в Buick Motors, всего через три года, в 1916-м, возглавил фирму, а ещё через два сделал ее одним из самых процветающих автозаводов Америки.
Уже в 1919-м Уолтер Крайслер – исполнительный вице-президент в General Motors. Но, не ужившись с президентом Дюрантом, он в 1920 году оставил GM ради рискованного поприща кризисного управляющего. Его приглашали прозябающие автокомпании, и Крайслер поднимал их на ноги. Он обладал редкой способностью вызывать энтузиазм, обожал хвалить сотрудников и никогда не искал «блох» в их делах понапрасну.
Возглавив Maxwell Motors, Крайслер решил строить автомобили сам, и с группой инженеров выдал хит 1934 года – Chrysler Six. 6 июня 1925 года Крайслер преобразовал Maxwell в Chrysler corp.
Тогда же компания выпускает новую модель – Chrysler Four serial 58, четырехместный автомобиль, в полном соответствии с названием развивавший сумасшедшую по тем временам скорость – 58 миль в час (93 км). Машина была настолько удачной, что уже в 1926 году ее продавали около 4 тыс. дилеров. Благодаря этому Chrysler за год поднялась с 57 на 5-е место среди американских производителей автомобилей. А в 1928 году прибыль позволила компании открыть два новых подразделения (De Soto и Plymouth) и приобрести конкурента – фирму Dodge Brothers.
В 1929 году Chrysler стала вторым по величине производителем авто в мире. Конструирование являлось одним из базовых направлений работы предприятия.
Кстати, Chrysler стала одной из главных кузниц вооружений, изготовив только в период Второй мировой войны 18 тыс. танков. К тому же компания – невольный помощник Советского Союза в конструировании автомобилей.
В 30-х годах Красная Армия нуждалась в командирских и штабных машинах высокой проходимости. Советские «форды» ГАЗ-А и ГАЗ-АА имели слабый 4-цилиндровый двигатель и конструкцию, мало пригодную для бездорожья. Выбор пал на модели «Dodge» серии D, но переговоры с Chrysler о технической помощи зашли в тупик, и партия приняла решение на основе этих моделей разработать советский автомобиль. Специально созданная группа советских инженеров разобрала до винтика лучший на тот момент двигатель «Dodge D5» и адаптировала технологию под имеющиеся технические возможности ГАЗа. Двигатель с присвоенным индексом ГАЗ-11 объявили «выдающимся достижением советской конструкторской мысли».
На основе инженерных решений Dodge были созданы броневики, легкие танки типа T-38, грузовик ГАЗ-ММ, оснащавшиеся двигателем ГАЗ-11. Горьковский завод использовал его вплоть до запуска в производство модели ГАЗ-51. Двигатель было намечено поставить и на «Победу». Но на презентации машины Сталин решил, что 6-цилиндровый мотор слишком роскошен для легкового автомобиля послевоенной разрухи, и инженеры ГАЗа отрезали два цилиндра, также внеся в конструкцию некоторые рацпредложения, накопившиеся за десятилетие производства.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №19 (279)
Автор статьи: Анна МУХИНА
Рубрика: Автоклуб «НВ»