Полемический занос
На прошлой неделе в районном центре Красный Кут состоялась «региональная конференция в рамках реализации Федерального проекта «Качество жизни (Здоровье)». Однако мероприятие, задуманное, по всей видимости, с целью масштабной критики работы областного минздрава, пошло не по плану организаторов: голосование за подготовленную резолюцию сорвалось.
Все тот же депутат Государственной думы Игорь Архипов с единомышленниками в благородном стремлении выяснить, насколько успешно осуществляется в Саратовской области проект модернизации здравоохранения, разослали многочисленные приглашения на это мероприятие по всем городам и весям нашей необъятной области.
Но… То ли изнурительная жара помешала приглашенным откликнуться на призыв всем сердцем, то ли большинство из них не увидело серьезного повода для дискуссии, только в ДК культуры Красного Кута в назначенное время собралось не более семи десятков человек, из которых лишь около десяти представляли администрации центральных районных больниц. Не удалось заполнить зал и с помощью всеобщей мобилизации чиновников районной администрации, прилегающих к ней учреждений и «молодогвардейцев» Красного Кута.
Поскольку аудитория намечаемого разговора оказалась несерьезно малочисленной, в заранее намеченную повестку дня тут же внесли изменения: сократили вступительные речи и сразу вызвали на трибуну замминистра Жанну Никулину, которой и предложили отчитаться за то, как модернизируется областная система здравоохранения.
Как выяснилось, модернизируется неплохо – по крайней мере, в полном соответствии с намеченными планами и графиками (за чем, к слову сказать, сейчас строго следит Минздравсоцразвития Российской Федерации). Федеральный фонд обязательного медицинского страхования уже перечислил в область более 1 миллиарда 300 миллионов рублей. Средства пущены в дело: на ремонт учреждений здравоохранения, на закупку нового оборудования, на внедрение новых стандартов и повышение доступности амбулаторной помощи, в перспективе – на повышение зарплаты работников здравоохранения.
Что касается самой концепции модернизации и выбора ее основных направлений, то стоит напомнить: их обсуждение в свое время начиналось именно с муниципалитетов. Не случайно соглашения о выполнении всех намеченных мероприятий подписывали не только губернатор с областным и федеральным министрами, но и представители районной власти, и даже руководители ЦРБ.
Так что все-таки вызывает тревогу общественности? Понять это оказалось непросто. Продержав почти полтора часа на трибуне чиновника регионального минздрава, организаторы мероприятия и те его участники, что проявляли сценарную активность, почему-то старательно уводили в сторону разговор о реальных проблемах и событиях местного здравоохранения. Если же судить по задаваемым вопросам, то у стороннего наблюдателя вообще складывалось впечатление: либо эти люди никогда не слышали, что существуют законы и нормативные документы, либо последние годы они жили не только за пределами области, но и страны.
Почему сокращаются фельдшерско-акушерские пункты?.. Минздрав области таких решений точно не принимал и соответствующих рекомендаций, кстати говоря, не давал тоже. Более того, обеспеченность ФАПами в Саратовской области сейчас составляет 13,2 на 10 тысяч сельского населения при среднероссийском показателе 10 на 10 тысяч. Если даже где-то и прекратил свое существование какой-то ФАП (по нормативам существование фельдшерско-акушерского пункта оправдано при наличии в селе не менее 43 жителей), то только по решению местной администрации, в чьем ведении этот вопрос и находится. Согласно закону.
Почему нарушаются сроки финансирования мероприятий?.. А есть факты – где, какие? Чтобы говорить о нарушении сроков, надо иметь представление о том, как их назначают и контролируют. Дело в том, что поступление денежных средств из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования происходит в строгом соответствии с графиком, утвержденным в Москве. Региональные органы регулярно отчитываются об этом перед Минздравсоцразвития России – по каждому пункту, в электронном формате. Так что, если бы случились какие-то отклонения, о них тут же узнали бы не только участники «народной конференции».
Почему на средства модернизации закупаются ненадежное китайское оборудование и лекарства?.. И опять – без фактов, без примеров, при полном незнании того факта, что по закону при закупках предпочтение сейчас отдается отечественным производителям. Закупается и высокотехнологичное импортное оборудование, но где китайское, покажите? Чтобы закупить то, что действительно нужно нашим медикам, более 30 специалистов из разных учреждений предварительно проводят специальные маркетинговые исследования, и только после этого формулируется техническое задание.
Представитель Ровенского муниципального образования посетовал на некачественную медицинскую помощь, оказываемую в местной ЦРБ. Конечно, вопрос этот уместнее было бы задать главному врачу или же главе местной администрации. Но раз сигнал есть, минздрав разберется.
Почему есть случаи, когда один врач имеет несколько сертификатов?.. А почему их не должно быть? Где это сказано? Вот если бы врач совсем не имел сертификата и при этом лечил людей – был бы скандал. Но такого врача быстро выгонят, а того, кто его принял на работу, накажут. Территориальный ФОМС ведет регистр всех специалистов и услуги непрофессионала оплачивать не станет. Что касается совместительства – явление это обычное при нехватке кадров (особенно в районах) и пока еще невысокой зарплате. Закон этого не запрещает.
Ну а когда участникам конференции вздумалось поговорить о несовершенстве федерального Закона об обязательном медицинском страховании, представителю регионального минздрава не осталось ничего другого, как твердо напомнить о своих прямых обязанностях: «Мы будем исполнять тот закон, который подписал президент».
Так что же это было за мероприятие? Какого результата хотели добиться его организаторы в результате столь путаного, эмоционального и малоквалифицированного разговора? Все прояснилось, когда на свет появилась заранее заготовленная резолюция из семи пунктов. Три первых утверждали, что «Волга впадает в Каспийское море». Например: «Развитие системы здравоохранения является одним из приоритетных направлений РФ». Далее: «Модернизация является важным рычагом совершенствования здравоохранения». И наконец: «Повышение качества оказания медицинских услуг должен реально ощутить каждый житель губернии»…
Кто бы спорил. Но что из этого следует? А следует из этого, по мнению организаторов конференции, что «министерство здравоохранения Саратовской области не справляется с возложенной на него задачей руководства процессом модернизации» («очевидно отставание по срокам, недостаточность финансового обеспечения», «неоправданно закрываются ФАПы»). И вывод: «Следует принимать экстренные административные и организационные меры».
Ну, наконец-то. Теперь стало ясно, зачем рассылались сотни электронных гонцов во все концы губернии – всех менять пора! «Считаем необходимым обратить внимание губернатора на сложившуюся ситуацию…»
Итог конференции оказался настолько неожиданным и деструктивным (если вспомнить повод, по которому собрались), он так расходился с содержанием разговора, что на предложение проголосовать за резолюцию в разных концах зала взметнулось лишь несколько рук. Считать их и подводить итоги голосованию благоразумно не стали.
Депутат Госдумы Игорь Архипов вручил глюкометры местным жителям, страдающим сахарным диабетом. Вопросов к депутату ни у кого не было. Были лишь сомнения. И главное из них – смогут ли подобные конференции в будущем стать «важными рычагами совершенствования здравоохранения»?
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №28 (428)
Автор статьи: Алексей АННЕНКОВ
Рубрика: Здоровье