Яндекс.Метрика

Нездоровый интерес

Нездоровый интерес

В последние две недели вокруг министерства здравоохранения области и лично министра Ларисы Твердохлеб разогрелись нешуточные страсти. Как гром среди ясного неба грянула новость: региональная медицина в упадке, население области лишено помощи, ситуацию может спасти лишь тотальная отставка чиновников.

Депутаты областной думы раз за разом – все вместе на своих заседаниях и по отдельности в прессе – разворачивают апокалипсическую картину состояния местного здравоохранения. Среди «сюрпризов», которые привели их в отчаяние, – почему-то неожиданно обнаружившийся дефицит госгарантий областного бюджета. Почти хором делаются заявления: вот уж об этом мы ничего не знали! Как такое вообще могло случиться?..

Между тем, понять «как» совсем не сложно, если слегка убавить звук и охладить накал страстей. Корреспонденту «НВ», например, удалось это сделать без посторонней помощи, лишь внимательно вчитавшись в несколько общедоступных документов. Например, в справки Министерства здравоохранения России и в доклад его министра. Из документов следует: то, что наши местные парламентарии выдают за собственное откровение, на самом деле является штатной, хорошо всем известной проблемой, касающейся всей системы здравоохранения страны, а не только Саратовской области.

Прежде всего, населению области следует знать, что бездефицитных регионов в стране практически нет. Территориальная программа госгарантий бездефицитна только в восьми субъектах-донорах России. Например, в таких, как Тюмень или Ханты-Мансийск. Кстати, да будет всем известно, что Ханты-Мансийск не принимал участия даже в нацпроекте «Здоровье». Их депутаты так и сказали: а зачем, у нас же и так всё есть. Не знаем, что именно всё, но нефти там действительно пока хватает. Если же вспомнить, что здравоохранение – социальная сфера, полностью зависящая от состояния экономики, вопросы вообще отпадают.

А вот общий размер дефицита финансового обеспечения здравоохранения в остальных 74 субъектах РФ сегодня составляет 337,3 миллиарда рублей! Максимальный дефицит по ПФО – 43,1 процента – в Пензенской области (на пример которой, кстати, так любят ссылаться некоторые наши политики). В Курганской области – 43,2, в Марий Эл – 43,9. Минимальный дефицит у волжан в Самарской области – 20,7 процента, и в Нижегородской – 22.

В Саратовской области дефицит госгарантий на начало года составлял 35,1 процента. К концу года он снизился до 30 процентов. То же самое подтвердила и инициированная нашими депутатами проверка федерального Фонда медицинского страхования (кстати, там считают, что саратовский дефицит еще меньше).

Подушевой норматив, то есть объем средств, которые идут на финансирование здравоохранения на душу населения: в Пензенской области – 4,4 тысячи рублей, в Республике Марий Эл – 4,2 тысячи, в Татарстане – 5,2, в Самарской области – 6,05, в Саратовской области – 5,3. И здесь положение нашего региона по крайне мере не хуже, чем в Татарстане, при очевидной разнице бюджетных возможностей.

Так о чем шумим? О том, что местный парламент не поставили в известность, как это заявляют его отдельные представители? И опять странная недоговоренность, больше похожая на дезинформацию.

Вот совсем уж не секретный документ: представление областного прокурора, в том числе – на имя председателя областной думы. В нем, в частности, говорится о недопустимости принятия закона, нарушающего права граждан на охрану здоровья. Имеется в виду заложенный в бюджет 25-процентный дефицит. Это письмо от 10 декабря 2009 года, но прокуратура и позже вносила такие представления. Тем не менее, и в 2009-м, и в 2010-м, и в 2011-м программы здравоохранения областными депутатами принимались с дефицитом. А иначе и быть не могло, как показывает та же справка Минздрава РФ!

Кстати, прокуратура перестала писать письма после того, как дефицит госгарантий региональных бюджетов был узаконен на федеральном уровне. В новом законе об обязательном медицинском страховании размер страховых взносов будет определяться уже с учетом увеличения финансирования: 25 процентов в 2012 году, 50 процентов в 2013-м и 75 процентов в 2014-м. То есть, по этому закону к 2015 году регионы полностью ликвидируют дефицит программы госгарантий.

Подчеркнем, это решение касается не Саратовской области, а всей России. Только к 2015 году мы сможем достичь полного финансового обеспечения базовой программы ОМС – тех самых заветных 19 миллиардов рублей, вместо нынешних 15. При этом вряд ли стоит верить голословным заявлениям отчаянных лоббистов региональных интересов о том, что вот они поедут в Москву и привезут недостающие 4 миллиарда, раз уж их не нашли в области. Нет этих лишних миллиардов в Москве, и в стране не будет в ближайшее время. А дальше – все по приведенному выше графику.

Итак, ликвидировать дефицит «чохом» не получится. Но что можно сделать? А вот когда мало денег, их начинают считать особенно тщательно. И сегодня это время настало. Зон неэффективности в региональной системе здравоохранения действительно много. Если ликвидировать даже часть из них, уже можно получить лучшую медицину.

Но главный залог эффективности, и это теперь тоже признали в Москве, утвердив 313-й ФЗ, – единая система управления здравоохранением. А именно: передача всех учреждений здравоохранения на региональный бюджет; четкое планирование сил и средств медицинской службы; прозрачный расчет количества зданий, сооружений, квадратных метров на каждого больного; оптимальное число коек. Ну и, естественно, все остальные вопросы, касающиеся грамотного, эффективного расходования средств обязательного медицинского страхования.

Вот тут-то критики областного минздрава и могли бы воскликнуть: ага, вот чего им не хватает – грамотности и профессионализма! Увы… В рамках своих организационно-методических обязанностей минздрав со своей ролью как раз справляется. Но почему же так упорно закрываются глаза на тот факт, что полномочия минздрава в соответствии с существующим законодательством (в том числе – о местном самоуправлении) практически кончаются после распределения имеющихся в его распоряжении средств?

Сегодня местным здравоохранением обязаны заниматься главы администраций. Именно им, а не министерству, например, дано право назначать и снимать главврачей. Кстати, этим муниципальные чиновники занимаются весьма охотно – в границах своей компетентности и в соответствии со своими представлениями о медицинском профессионализме. В результате вместо формирования действительно грамотного корпуса управленцев – кадровая чехарда. А ведь чтобы из специалиста-медика вырос настоящий главный врач, то есть эффективный руководитель, нужно не меньше пяти лет.

Именно главные врачи, а совсем не минздрав, составляют штатное расписание ЦРБ, распределяют вверенные им средства, делят их между врачами и пациентами, на лекарства и зарплату. И сами закупки медикаментов, если это не касается программ, нацеленных на борьбу с особенно сложными заболеваниями, они осуществляют по собственному усмотрению. И чаще всего – нерационально.

Именно здесь, в среднем звене, сейчас дорогостоящей стационарной помощи отдают предпочтение перед развитием более дешевого амбулаторно-поликлинического звена, на котором заработать сложнее. Средства-то не личные – государственные… А между тем никто из нас не мечтает о высокотехнологичной операции на сердце – вообще оперативного лечения хотелось бы избежать.

Излюбленная тема – дефицит медицинских кадров. Мало кто догадывается, что у нас их переизбыток. Те, кто говорит, что в Саратове низкая средняя зарплата у врачей, должны вспомнить, что в областном центре более 100 врачей на 10 тысяч населения, тогда как в среднем по области – 52 на 10 тысяч населения, а по РФ – 44,4 на 10 тысяч.

Да и начальников в саратовской медицине больше. В среднем доля административно-хозяйственного персонала в общей штатной численности составляет около 19 процентов. Однако по отдельным муниципальным районам этот показатель превышает средний уровень: по Саратовскому району – 21,8 процента, по Ершовскому – 20,4, по Аркадакскому муниципальному району – 19,9. Кроме того, по городу Саратову, например, количество замов в ЛПУ колеблется от 9 до 12! У них более высокая заработная плата, чем у врачей-практиков, а между тем средств ОМС они не зарабатывают.

Одним из проблемных вопросов является уменьшение расходов на здравоохранение при утверждении местных бюджетов. Отдельные муниципальные районы значительно сократили расходы на здравоохранение. В Аркадакском, Аткарском, Балашовском, Самойловском, Советском, Новоузенском, Петровском районах бюджеты в сфере здравоохранения утверждены на 10-25 процентов ниже контрольных показателей 2011 года.

Утвержденные расходы на оплату труда по Балаковскому району уменьшены на 40 процентов, по Самойловскому району – на 14,8 процента, по Калининскому – на 12,3. Расходы по оплате коммунальных услуг ЛПУ Аркадакского муниципального района сокращены на 22,6 процента. Уменьшены и расходы на приобретение медикаментов.

Понятно, что в сложившихся условиях далеко не всем хочется передавать свои полномочия областному центру. Многие местные депутаты тоже пока держатся за собственность, предполагая, что в условиях будущей конкурсной борьбы за средства медицинского страхования часть основных фондов окажется не у дел и может быть приватизирована. Не секрет, что уже сейчас некоторые частные лица получают хороший навар за сдачу в аренду зданий под муниципальные лечебные учреждения. Только по Саратову эта сумма составляет более 60 миллионов рублей в год.

Итак, что же может сейчас предпринять областной минздрав? Пока лишь – отслеживать ситуацию, находить нарушения, обращать внимание, писать письма в муниципалитеты, которые пытаются, нередко весьма сомнительными способами, «построить социализм» в отдельно взятом районе.

Но уже в 2013 году ситуация изменится принципиально. Управленческая вертикаль в здравоохранении будет восстановлена, вольница кончится, за бюджетные средства придется бороться в суровой конкурентной борьбе, в том числе и с частными медицинскими учреждениями, каковых, к слову сказать, в области уже 600. И вот тут, конечно, совсем не останется равнодушных к тому, кто и как будет контролировать бюджетную политику регионального здравоохранения.

Кстати, вот еще одно любопытное наблюдение. Негодуя по поводу загубленной саратовской медицины, критики исполнительной власти (очевидно, из чистой деликатности) предпочитают умалчивать о том, что за последние годы область смогла построить – на свои средства! – кардиохирургический центр, онкологический центр, а в рамках частно-государственного партнерства с компанией Fresenius Medical Care – еще и диализный центр, ликвидировав тем самым очереди на высокотехнологичные операции и процедуры. Будто бы нет этого и не было. Почему?..

Возможно, дело все-таки в личных амбициях? Но против этого у нас аргументов нет. Если только вот это:

«…Стабильность страны, ее суверенитет, благополучие людей – это вещи, перед которыми должны отступать всякие партийные интересы. Всякие клановые или групповые интересы в таких случаях должны уйти на второй план. Единственный критерий в этой работе – польза для России». (Из выступления председателя правительства Российской Федерации Владимира Путина на итоговом пленарном заседании Государственной думы, 23 ноября 2011 года.)

Кстати

В Саратове более 100 врачей на 10 тысяч населения, тогда как в среднем по области – 52, а по РФ – 44,4.

Размер дефицита финансового обеспечения здравоохранения в 74 субъектах РФ сегодня составляет 337,3 миллиарда руб­лей. Максимальный дефицит по ПФО – в Пензенской области (43,1%) и Республике Марий Эл (43,9%).

За последние годы область смогла построить на собственные средства: кардиохирургический и онкологический центры; в партнерстве с частной компанией – диализный центр. Тем самым была ликвидирована очередь на высокотехнологичные операции и процедуры.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №44 (444)
Автор статьи:  Александр ПОЛЕТАЕВ
Рубрика:  Здоровье

Возврат к списку


Материалы по теме: