Техосмотр наоборот
С 1 января в России действуют новые правила для автовладельцев, касающиеся прохождения технического осмотра. Раньше автомобилист сначала оформлял в страховой компании договор ОСАГО, затем регистрировал автомобиль в ГИБДД и лишь потом ехал на станцию за техосмотром. Теперь первым пунктом значится прохождение ТО, затем – полис и в заключение – регистрация транспортного средства. Новая схема пока не нашла однозначного положительного отклика. И водители, и специалисты видят в ней, а также в других изменениях автомобильного законодательства, как плюсы, так и недоработки.
Страховка доступна не всем
Итак, принципиальное изменение: теперь без талона технического осмотра будет невозможно застраховать автомобиль. Но это еще не всё. По новому закону полис может быть выдан только тому, у кого на руках талон техосмотра, действительный еще не менее полугода. То есть если вы хотите заключить договор ОСАГО на год, то вам понадобится талон техосмотра на полтора года. Если же талон заканчивает свое действие раньше, то для получения нового страхового полиса придется пройти новый ТО. И хотя звучит все это сложновато, главные трудности все же не в звучании, а в нештатных ситуациях, которые нововведения будут провоцировать.
Эксперты не без оснований прогнозируют увеличение на дорогах незастрахованных автомобилей, поскольку теперь многим автомобилистам к месту техосмотра придется ехать без полиса. Возьмем, к примеру, пенсионеров, чьи «лошадки» традиционно зимуют в гаражах и покидают их лишь с началом дачного сезона. У них страховки, как правило, всего на полгода. В целях экономии. Как же теперь им до ТО добраться без новых страховок? Ведь правила дорожного движения запрещают автовладельцу использовать транспортное средство без полиса ОСАГО. За данное нарушение действующим законодательством предусмотрен штраф от 500 до 800 рублей плюс снятие номерных знаков.
В новых правилах ответа на этот вопрос нет. Правда, иные специалисты могут дать дельный совет. Причем на всю страну по федеральному телеканалу в каком-нибудь ток-шоу. Например, воспользоваться услугами автоэвакуатора, чтобы законно доставить автомобиль в техцентр. А если человек с первого раза не пройдет техосмотр? Автомобиль же надо подготовить, съездить прежде на станцию техобслуживания. Что, так и кататься по городу на эвакуаторе? Во сколько же это обойдется? Никакой пенсии не хватит.
Что же касается покупки автомобиля на рынке, то тут вырисовывается схема такая: вы вместе с продавцом едете на ТО, после чего получаете страховку и регистрируете покупку. То есть продавцу добавляется лишняя забота.
Есть и плюсы. В новом законе предусмотрено несколько моментов, облегчающих жизнь автовладельцев. Во-первых, техосмотр новых автомашин (до 3 лет) не проводится (автомобили, чей возраст от 3 до 7 лет, техосмотр будут проходить раз в два года, старше 7 лет – ежегодно).
Кроме того, владелец транспортного средства теперь вправе проходить техосмотр на любой станции технического осмотра на всей территории России, независимо от того, где зарегистрировано авто. Это действительно очень ценное нововведение, так как оно позволяет эксплуатировать автомобиль вдали от места его регистрации без лишних проблем.
Вся власть – страховщикам
Если раньше продажей полисов занимались почти все торговцы автомобилями, вероятно, получая с этого какой-то процент, то теперь страховщики, видимо, предпочтут продавать полисы ОСАГО только через официальную дилерскую сеть. Таким образом, автосалоны, которые не пройдут аккредитации Российского cоюза автостраховщиков (РСА), утратят возможность продажи полисов.
Итак, в 2012 году страховые компании будут заниматься не только проверкой талонов технического осмотра у водителей. Также на их профессиональное объединение будет возложена обязанность по аккредитации операторов технического осмотра. Поэтому в РСА уже появилось управление по организации технического осмотра и аккредитации. Выдавать разрешения организация будет тем пунктам, которые соответствуют техническим требованиям.
В Саратовской области сегодня действуют 35 ПТО – пунктов технического осмотра (из них 8 – в областном центре). Все они включены в реестр РСА до 2014 года. Как рассказал «Новым временам» управляющий ПТО «Спецэлектромонтаж» Сергей Строков, согласно новым правилам, на станциях ТО теперь нет сотрудников ГИБДД, а ответственность за процедуру осмотра возложена на оператора станции.
То есть закон вводит ответственность за неисправность в автомобиле, которую могут «недоглядеть» при техосмотре. Если эта неисправность поведет к причинению вреда владельцу автомобиля, то ему должны будут возместить ущерб. Можно предположить, что такой риск будет закладываться в стоимость услуги, которая на сегодняшний день в Саратовской области составляет 379 рублей для легкового автомобиля. Для сравнения: в Москве за техосмотр сегодня платят порядка 900 рублей, в Санкт-Петербурге – 600.
Огнетушитель проверять не будут
Сама процедура ТО заметно упрощена. Она занимает не более 30 минут. На ПТО «Спецэлектромонтаж» каждую машину одновременно проверяют двое автомехаников. Мелочами, как-то: брызговики или аптечка, теперь не занимаются.
Внимание только тем деталям и механизмам, которые непосредственно отвечают за безопасность движения.
Для начала специалисты станции изучают документы, сверяя данные с соответствующими базами, внося туда, в свою очередь, данные о прохождении текущего технического осмотра. Проверяют световые приборы: включение поворотов, сигналов торможения, дальний и ближний свет.
Особое внимание – работе тормозной системы.
При этом для проведения технического осмотра владелец транспортного средства или его представитель, действующий на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, обязан представить оператору технического осмотра только два документа: паспорт и свидетельство о регистрации автомобиля (или его техпаспорт).
По прогнозам экспертов, с 2013 года талоны техосмотра, скорее всего, вообще перестанут выдавать. Вся информация будет находиться в электронной базе данных, которая будет содержать сведения о прохождении техосмотра, страховом полисе ОСАГО и административных правонарушениях, совершенных владельцем автомобиля за предыдущий период.
ЕГЭ для авто
Все сведения об автомобилях заносятся в единую автоматизированную информационную систему. Информация поступает в Москву – в ГИБДД и РСА.
Вот список сведений, которые будут храниться в новой системе:
1) марка и модель транспортного средства, в отношении которого проведен технический осмотр, год его выпуска, сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство (идентификационный номер транспортного средства (VIN), номер кузова);
2) фамилия, имя и, в случае если имеется, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность лица, представившего транспортное средство для проведения технического осмотра;
3) адрес пункта технического осмотра, в котором был проведен технический осмотр;
4) номер, дата выдачи, срок действия талона технического осмотра или международного сертификата технического осмотра либо талон технического осмотра в форме электронного документа;
5) диагностическая карта в форме электронного документа;
6) фамилия, имя и, в случае если имеется, отчество технического эксперта, принявшего решение о выдаче талона технического осмотра или международного сертификата технического осмотра.
Таким образом, централизованно будет храниться абсолютно вся информация о техническом осмотре, в том числе и диагностическая карта, в которой указываются неисправности транспортного средства.
Анатолий, пенсионер:
– Каждый год в апреле я ездил на техосмотр. А страховался по ОСАГО с 20 апреля по 20 октября, то есть всего на полгода. А нынче выходит, что доехать до техосмотра вообще не смогу, ведь страховка моя давно закончилась. И все пенсионеры нашего дачного кооператива оказались в таком же положении. Похоже, разработчики новых правил эту проблему не предусмотрели.
Светлана, преподаватель вуза:
– Объясните мне, пожалуйста, смысл передачи прав на технический осмотр страховым компаниям? Неделю назад проходила ТО. Проблем не возникло вообще. «Скажите, у вас колеса шипованные?» – «Да». – «Получите талон. До свидания». И ВСЁ???? Мне, конечно, хорошо. Только приходится задуматься, если раньше проверяли тормоза и хотя бы наличие аптечки, сейчас вообще ничего! Какие машины ездят по дорогам? И нужен он вообще – ТАКОЙ технический осмотр?
Григорий, бизнесмен:
– Есть одна проблема с изменением правил прохождения ТО. Раньше, покупая б/у авто, сначала делалась страховка, потом ставили на учет и в течение месяца или двадцати дней (точно не помню) проходили техосмотр. А сейчас трудности создали. Я покупаю авто и, если талон просрочен уже, мне надо сначала пройти техосмотр. Но чтобы доехать до станции, мне надо страховку, но без талона мне не дадут ее. Получается, что надо нанимать эвакуатор или ехать без страховки на свой страх и риск. Потом только, после прохождения ТО, делаешь страховку (до страховой компании тоже, кстати, надо доехать от станции). Предлагаю сделать какой-то срок (дней пять), либо временную страховку для того, чтобы пройти ТО и поставить машину на учет.
Константин Малкин, военный:
– При прохождении техосмотра у меня никогда не возникало проблем. У всех, кто следит за состоянием авто, эти проблемы не должны возникнуть и сейчас. Считаю проблему техосмотра распиаренной. Есть куда более насущные вопросы, чем проверка технического состояния автомобиля, которую вот уже который год обсуждает вся страна.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №3 (450)
Автор статьи: Иван Петров
Рубрика: Автоклуб «НВ»