Связался черт с младенцем
На рынке молодежной политики – «парниковый» период. Молодежные общественные организации плодятся на глазах, в тепличных условиях, благосклонно предоставляемых областной властью. Однако любая общественно-политическая организация в отсутствие реальной конкуренции перестает заниматься своим настоящим призванием и превращается в очередной придаток бумажного феномена под названием «молодежная политика», одного из наиболее пестуемых направлений в области.
Маленькие парламентарии
Молодежная политика издавна была неотделима от власти. Это пережиток советской идеологии, когда вся политическая активность молодежи должна была быть сконцентрирована в одной организации – Комсомоле, а он, в свою очередь, полностью копировал КПСС. И сегодня ситуация не изменилась. Политическая структура новых молодежных организаций выстраивается и корректируется исходя из давным-давно известных параметров.
Достаточно симптоматичный пример – Молодежный парламент Саратовской области. Организация была создана по инициативе губернатора Аяцкова, что во многом определяет направление ее деятельности. Причем замахивается Молодежный парламент не только на традиционный электорат молодежных общественно-политических организаций – студенчество, но и на сельскую молодежь и – впервые с советских времен – на молодежь рабочую. Видимо, впереди нас ожидает формирование стахановских бригад, рабочих дружин... Старая система с четко выстроенной властной вертикалью не забыта и начинает постепенно возрождаться к жизни. Кстати, организации типа Молодежного парламента сейчас наличествуют в большинстве регионов России.
Саратовская область известна своими открытиями во многих сферах политической мысли. В Молодежном парламенте изобрели четвертую ветвь власти – «законотворческую». Такое сложное определение понадобилось для маскировки. Громкое название, претендующее на реальную власть и политическое влияние, фактически бессмысленно. Данная организация не обладает никакой реальной властью для принятия законов.
По-настоящему, «парламент» является своеобразным консультативно-совещательным органом, куда входят все, кого удалось собрать – общественные организации, занимающиеся проблемами молодежи и детей, студенчество, представители районных молодежных формирований.
Для обеспечения «духа» парламентаризма был выбран очень оригинальный и глубоко демократичный путь. Все три палаты парламента – представителей муниципальных образований области, представителей молодежных и детских общественных организаций, представителей вузов – абсолютно равны друг перед другом. Каким образом можно добиться в таких условиях стабильной политической структуры – непонятно.
В общем-то это и не главное, так как основная власть сосредоточена в Совете Молодежного парламента. Ключевой орган состоит из пяти человек, которые сами себя и избирают. В отличие от основного актива, обычно плохо информированного, верхушка знает реальное положение вещей. Здесь фактически и принимаются кулуарно все решения, чтобы потом «демократическим» принципом на безальтернативной основе быть одобренными на общей конференции, которую созывают раз или два в год.
Еще один «знак внимания» со стороны областной власти к молодежной политике? Не только. Молодежный парламент определяет две главные цели своей деятельности: естественно, обеспечение интересов молодежи при принятии решений органами власти и «создание механизма подготовки кадрового резерва для всех звеньев законодательных и исполнительных органов государственной власти». Второй пункт особенно интересен: несмотря на корявую формулировку, суть проявлена четко. И не зря одну из своих базовых программ – «Кадры» – в парламенте называют «Кузница кадров». Но инкубатор сей находится под строгим контролем официальной власти.
Большие попечители
Как и у всякой порядочной общественно-политической организации, у Молодежного парламента есть Попечительский совет. Даже на взгляд человека непосвященного, он обладает слишком большим количеством полномочий. Здесь, конечно, сам губернатор Д.Аяцков, затем С.Ахмеров, В.Марон, А.Россошанский и другие видные деятели. И ни губернатор, ни остальные важные сановники не жалеют своего времени, чтобы присутствовать на заседаниях Совета и «круглых столах».
Положение Молодежного парламента очень зыбко. С одной стороны, он не является общественной организацией – это значит, что у него нет официального юридического статуса, нет банковских счетов, куда можно перечислять деньги на уставную деятельность. В экономическом смысле Молодежный парламент считается «прикрепленным» к Комитету по молодежной политике, спорту и туризму (недавно переформированному из министерства). Как известно, нет более простого способа контролировать деятельность какой-либо политической структуры, чем через финансовые потоки. Идущий через комитет даже неширокий денежный ручеек можно всегда перерезать. С другой стороны, Молодежный парламент мыслился как своеобразный орган самоуправления и поэтому, по определению, он независим. Получается такая «контролируемая» самодеятельность, чтобы детишки случайно не натворили чего.
Создание и деятельность Молодежного парламента, а также недавно созданный Союз студентов и аспирантов в СГУ (Студсоюз) – звенья одной цепи. Идет формирование централизованных, «прозрачных» политических структур. Молодежный парламент, вдобавок, создает определенный прецедент, нацеленный в будущее. Все новые молодежные общественные организации обязаны участвовать в нем и, соответственно, могут быть контролируемы через этот орган. Хороший задел на будущее.
Но даже ограниченный таким высоким барьером от «взрослой» политической жизни, Молодежный парламент способен генерировать интересные идеи. Вообще данную организацию отличает достаточно глубоко и хорошо проработанное собственное законодательство. Несмотря на явно бюрократический характер документов, там встречаются здравые мысли, которые, однако, крайне трудно вычленить на фоне стандартного политического пустословия. Разработана достаточно продуктивная система выбора представителей от вузов, все время прорабатываются связи с районами. Да и сами молодые лидеры Молодежного парламента не сидят без дела, хотя в основном их активность растрачивается на написание этих многопунктных уставов и положений.
Самое интересное, что «передовой» опыт решил перенять и саратовский градоначальник. При мэрии города начинает возрождаться структура, аналогичная Молодежному парламенту. Она уже существовала ранее, но была признана «неуспешным» проектом.
Молодежная политика всегда была зеркалом политики настоящей, «взрослой». Однако зеркало это не простое. Благодаря экспрессивности, гибкости и чуткости юные политики схватывают все на лету. Зеркало молодежной политики копирует «настоящую» политику со всеми ее недостатками, гиперболизируя их. И кто же виноват, что копировать сейчас в Саратовской области можно только проблемы и пороки режима?
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 39 (54), 24-30 октября 2003 г.
Автор статьи: Илья САФРОНОВ
Рубрика: Власть/Политика