Яндекс.Метрика

Новые времена

Новые времена

Депутаты Саратовской областной думы единогласно, открытым поименным голосованием утвердили Павла Ипатова в должности губернатора Саратовской области. Именно его кандидатуру 26 февраля внес в региональное законодательное собрание Президент России Владимир Путин.

Выступление Павла ИПАТОВА

Уважаемые депутаты областной думы! Гости! Приглашенные!

Саратовская область имеет все предпосылки для успешного социально-экономического развития. Удачное географическое положение, хорошая сырьевая база, развитая структура экономики, богатый кадровый, научный, культурный потенциал.

По официальным данным, в 2004 году валовой региональный продукт увеличился на 8,7%. Инфляция в регионе в течение трех последних лет остается на более низком уровне, чем в целом по России. Это успешный регион.

Тем не менее, темпы развития областной экономики не позволяют решить поставленную Президентом Российской Федерации задачу – удвоить валовой внутренний продукт к 2010 году. Иногда за витриной официальных оценок не видны проблемы, которые сегодня есть в регионе.

Во-первых, это бедность населения.

Среднедушевой доход саратовцев ниже общероссийского, а рост реальных денежных доходов населения за прошлый год снизился. Более 600 тысяч жителей области имеют доходы ниже прожиточного минимума. Среди них не только социально незащищенные граждане, но и трудоспособные люди. Численность занятых в экономике региона сократилась за прошлый год на 7,6%. В этих условиях люди не могут сами заработать себе на жизнь, а у областного бюджета нет возможности всех их социально поддержать.

Проблема бедности не решается одномоментно. Задача власти – максимально эффективно, адресно использовать средства, заложенные в бюджете, на социальную поддержку населения. И одновременно предпринимать все меры к тому, чтобы трудоспособное население могло реализовать свои возможности. Необходимо расширять занятость, развивать малый и средний бизнес, создавать условия, при которых саратовцы смогут сами заработать. А заработав – с выгодой для себя вложить в экономику области.

Вторая проблема – высокая заболеваемость и низкая продолжительность жизни населения.

Средняя продолжительность жизни в области составляет чуть более 65 лет, что соответствует 30-му месту среди регионов России. Прежде всего, это связано с высокой смертностью людей трудоспособного возраста. С 1996 года в области идет естественная убыль населения. Одна из причин – неразвитость и неэффективность здравоохранения.

В Саратовской области на протяжении 16 лет не исполняется в полной мере закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Только в этом году наша область практически самой последней в России начала осуществлять платежи за неработоспособное население.

При росте стоимости медицинских услуг их качество и доступность снижаются, а гарантии бесплатной помощи являются декларативными. Больше всего от этого страдают наименее обеспеченные люди. Они вынуждены либо тратить на медицинскую помощь практически все свои сбережения, либо отказывать себе в элементарных лекарствах.

В тяжелом состоянии находится материально-техническая база медицинских учреждений.

Конечно, за всем этим стоит низкое финансирование. И это действительно так. Но в то же время неэффективно используются имеющиеся средства. Процесс закупки лекарств, медицинского оборудования должен быть прозрачным, и понятию «конкурс» нужно вернуть его истинное значение.

Третья проблема – высокий рост цен на товары и услуги.

Необходима четкая позиция власти относительно роста цен на социально значимые товары и тарифы естественных монополий. Есть объективные причины роста цен, но за субъективными причинами должен быть установлен жесткий контроль. Назрела реформа жилищно-коммунального хозяйства. Необходимо в сфере управления жилищным фондом создать нормальную конкурентную среду. Провести техническое перевооружение ЖКХ на основе активного применения ресурсосберегающих технологий.

Низкий уровень накоплений у населения предопределяет еще одну проблему – плохие жилищные условия жителей области. Очень много наших граждан живет в ветхих, аварийных домах и квартирах. Низкие доходы сдерживают рост жилищного строительства. Новое жилье может позволить себе лишь небольшая часть населения. Отсутствие такой возможности у молодых семей сказывается на их планах по рождению детей. Заложенные в областном бюджете 23,7 млн рублей на целевые программы по приобретению жилья для детей-сирот, работников бюджетной сферы, молодых семей – этого недостаточно. Ипотечное кредитование не получило развития. До сих пор в области не действует региональный оператор ипотечного жилищного кредитования, который позволил бы привлечь в регион федеральные ресурсы.

Власть должна создать условия для того, чтобы люди могли приобрести квартиру за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов. Одновременно необходимо навести порядок в строительной отрасли. Сроки сдачи объектов должны безукоризненно выполняться, качество жилья должно соответствовать действующим СНиПам. Без этого ипотека работать не будет. Нужно ускорить строительство жилищных объектов и снизить накладные издержки отрасли. Для этого следует упростить получение разрешений и согласований на строительство, проведение предварительной подготовки необходимой инженерно-коммунальной инфраструктуры. Ипотека должна стать доступным способом решения жилищных проблем для людей со средними доходами.

В кратчайшие сроки необходимо обеспечить нормальную работу системы монетизации льгот в рамках 122-го Федерального закона. Льготник должен четко знать, где и что он может получить, и не как одолжение, а как государственную социальную услугу. Причем получить вовремя, в доброжелательной обстановке, не томясь часами в очередях.

Все эти социальные проблемы в значительной мере обусловлены дефицитом бюджета области и недостаточностью его доходной части. Среди регионов Приволжского федерального округа по доходам консолидированного бюджета Саратовская область уступает части субъектов РФ. Впереди нас Татарстан, Башкортостан, Самарская, Нижегородская и Пермская области. Хотя по численности населения мы отстаем от этих регионов незначительно. По доходам бюджета нас уже догоняют отстававшие ранее от нас регионы округа – Пензенская область, республики Чувашия и Мордовия.

Темп роста доходной части бюджета Саратовской области снижается. Если в 2003 году доходы бюджета возросли на 28%, то в 2004 году – только на 6,7%. При этом по основному источнику доходной части бюджета – налоговым доходам – годовой план не был выполнен. Из региона уходят предприятия-налогоплательщики, а новый бизнес не приходит. Дефицит консолидированного бюджета области по итогам 2004 года составил 591,5 млн рублей. В текущем году вновь принят дефицитный бюджет.

Необходимо создать условия для вывода деятельности предприятий «из тени», чтобы бизнес принял цивилизованные формы и полнее участвовал в формировании доходной части. Помимо этого, для наращивания бюджетной обеспеченности региона необходимо более активно привлекать в область средства извне.

Но, прежде всего, нужно решить следующую проблему – снизить размер государственного долга. Область – в долгах, и по некоторым из них уже идут судебные разбирательства. В этих сложных условиях продолжает наращиваться государственный и муниципальный долг. За 2004 год он вырос на 22,5% и составил 2,9 млрд рублей. Необходимо очень осмотрительно принимать решения по новым заимствованиям, ввести жесткий контроль за бюджетными выплатами и исполнением статей бюджета. Нужно жить по средствам.

Серьезной проблемой, препятствующей наращиванию бюджета, является экономическая слабость нашей области.

Развитие региональной экономики должно опираться на формирование социально ориентированного рыночного механизма хозяйственной деятельности, максимальное использование интеллектуального и научно-технического потенциала, активное государственное управление. Мы должны полнее использовать уникальный ресурсный потенциал, которым располагает область. Разведанные запасы нефти (164,5 млн тонн), природного газа (53 млрд кубометров), обширные сельхоз-угодья (8 млн га), богатейшие запасы природного строительного сырья создают конкурентные преимущества в развитии местного производства, а наша география, близость к транспортным магистралям делают регион привлекательным для инвесторов.

Ключевой задачей власти в экономике должна стать защита экономической свободы. Свободы производить, торговать, инвестировать.

Мы не должны допускать прямого вмешательства в работу производственного сектора, в бизнес. Но в такой отрасли, как сельское хозяйство, поддержка просто необходима. Ее формы могут быть разными: субсидии на приобретение топлива, страхование посевов, развитие лизинга, дотирование производства конечной продукции. Сельские товаропроизводители должны быть уверены, что, посеяв и вырастив урожай, они смогут продать его и получить прибыль.

В нашей области остро стоит проблема недоинвестирования экономики. Позиция власти в отношении собственности, экономических приоритетов, несвоевременное возвращение долгов не способствуют привлечению в регион новых инвесторов. В условиях, когда нарушаются контракты, риск долгосрочных капиталовложений становится предельно высоким. Потенциальные инвесторы начинают отказываться от привлекательных проектов. Наша задача – изменить эту ситуацию и создать условия для привлечения капитала в экономику области.

Возможности области блокируются неповоротливым неэффективным государственным аппаратом. Главная проблема здесь как в его избыточности, так и в плохой организации. Управленческие решения правительства области не всегда находят понимание у широкой общественности. Отдельные социальные и экономические программы не продуманы и носят декларативный характер.

Конечным результатом эффективного государственного управления должен стать ощутимый всем обществом положительный эффект от преобразований. Нам нужна команда профессионалов, в которой каждый ведет конкретный проект и отвечает за его результаты. При формировании такой команды предстоит много сделать, в том числе, провести консультации с партией «Единая Россия». Но только партийная принадлежность не будет являться пропуском в новое правительство. Госаппарат должен стать работающим инструментом реализации экономической политики. Задача власти сегодня – вернуть доверие людей реальными делами.

Необходимо выстроить вертикаль ответственности исполнительной власти, доходящую до каждого сельского округа. Наладить прямой диалог с населением по важнейшим проблемам, требующим немедленного решения.

Понятная, прозрачная экономическая и социальная политика позволит обеспечить общественную поддержку действующей власти.

В текущем году нам предстоит провести выборы в органы местного самоуправления, а в 2007 году – в областную думу. Надо создать условия для выдвижения эффективных руководителей на все уровни власти.

Вместе мы должны и можем сделать Саратовскую область процветающей, укрепить ее позиции среди регионов России, чтобы жить в ней было комфортно и безопасно.

Уважаемые депутаты областной думы! Нам предстоят серьезные социально-экономические преобразования, успех которых во многом будет зависеть от единства всех составляющих – власти, бизнеса и общества. Надеюсь, что у нас сложится конструктивное сотрудничество. Я как кандидат на должность губернатора Саратовской области осознаю всю принимаемую на себя ответственность и прошу вас поддержать мою кандидатуру.

Благодарю за внимание.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 8 (120), 4-10 марта 2005 г.


Рубрика:  Власть/Политика

Возврат к списку


Материалы по теме: