Без машин и секретарш
В рамках оздоровления финансовой системы региона министерство по делам территориальных образований разработало план мер для оптимизации работы органов местного самоуправления. О том, какую выгоду это принесет жителям области и ее экономике, рассказал на своем брифинге глава ведомства Сергей Нестеров.
– Районы больше не будут предоставлены сами себе, как прежде. То, чем они занимаются, должно быть открыто. Потому что, когда они занимались чем хотели, образовались многие перекосы, – начал свой спич министр Нестеров. – В нашей области, как в никакой другой, муниципальные образования создали большие представительные органы. Мы увлеклись, создав громоздкие аппараты. Это и машины, помощники, секретари, по четыре главы в каждом районе, по нескольку зданий. Речь идет о сотнях миллионов рублей избыточных функций.
Он привел в пример Пензенскую область и Мордовию, где почти все главы районов работают бесплатно, на общественных началах. В нашем же регионе 32 депутата и 23 главы районов работают на постоянной основе.
По словам министра, первая задача, поставленная губернатором – перевод глав районов на неоплачиваемую основу. По крайней мере, в районах, где проживают менее 50 тысяч жителей. Это позволит сэкономить местным бюджетам порядка 15 миллионов рублей в этом году и около 40 миллионов в следующем. Нестеров отметил, что опыт уже есть – в Дергачах, Духовницком районе, Хвалынске главы районов и раньше работали на безвозмездной основе.
Депутаты, по мнению Нестерова, тоже должны работать на общественных началах. Поскольку все они имеют работу, возглавляют фермерские хозяйства, строительные фирмы, владеют торговыми компаниями и в бюджетных зарплатах не нуждаются.
– Местные депутаты – самая близкая к людям власть, она должна говорить о проблемах, и за эту работу не надо платить. Человек если идет в депутаты, то чтобы решать проблемы людей, а не зарабатывать, – заявил чиновник. – К тому же сельские депутаты в отличие от коллег из Госдумы не работают ежедневно, а лишь периодически собираются на заседаниях.
Вторая задача – устранение дублирования функций (одновременной работы двух администраций в районах – муниципального района и поселения) и сокращение численности муниципальных служащих.
Министр сообщил, что в регионе 3,5 тысячи муниципальных служащих. Рассматривается идея объединить администрации муниципального района и поселения, чтобы у граждан не возникало вопросов, в какое из двух учреждений им обращаться. Идея объединить администрации появилась в Ленинградской области.
– Мы внимательно изучили их опыт, – поведал выступающий. – В Саратовской области эта процедура уменьшит количество муниципальных служащих на 500 человек, что поможет высвободить еще порядка 200 миллионов рублей.
Описываемые преобразования позволят, по словам Нестерова, контролировать власть на местах: «знать, что там происходит».
– Мы отталкиваемся от здравого смысла, – отметил министр. – Мы путаем людей большим количеством администраций, они не знают, куда им идти, а нужно, чтобы власть слышала людей и оперативно реагировала по их проблемам.
Первым подобное преобразование произойдет в Аркадакском районе – там органы власти объединятся уже в сентябре, после того как закончится срок полномочий администрации райцентра. Тогда же в районе пройдут выборы главы.
Всего же по итогам мероприятий по «оздоровлению» планируется получить около 500 миллионов рублей.
– Эти деньги, которые есть в местных бюджетах, перераспределят на нужды района, а не на содержание чиновников, – заявил Сергей Нестеров, – их, например, можно потратить на образование, здравоохранение, культуру.
Министр поблагодарил журналистов за отслеживание необоснованных трат чиновников, прежде всего – на приобретение дорогостоящих автомобилей:
– Я рад, что вы пишете о том, где бывают перекосы: дорогие автомобили у чиновников, мебель, аквариумы в офисах – все те вещи, без которых они могут обойтись. Сейчас у каждого заместителя в районной администрации есть автомобиль с водителем. Будем разбираться: сколько им необходимо машин, столько и должно остаться.
В числе задач, стоящих перед правительством и муниципальной властью, Нестеров также назвал: повышение правовой грамотности чиновников, приведение в соответствие нормативных актов, информирование населения.
– Открытость власти уже демонстрируется, что показала практика общественных советов районов и проведения сходов, – считает министр.
Говоря о возможном объединении некоторых районов области, выступающий заметил, что к данной теме следует подходить очень аккуратно:
– Этот вопрос должен назреть в районах. Это в первую очередь вопрос жителей. Чувствуют они, что соседний район способен решать их проблемы – они выходят с этой инициативой.
Также он коснулся вопроса объединения поселений в рамках района. По словам Нестерова, такая практика есть, есть и необходимость объединений. Например, в Ртищевском и Марксовском районах – по семь муниципальных образований, а в Красноармейском, где численность населения на порядок меньше, – девятнадцать.
– Были идеи объединить Саратов с Энгельсом, Саратов с Саратовским районом. Но они идут не на общем уровне, массово не обсуждаются, и население их не поддерживает, – напомнил чиновник.
Что касается города Саратова – это административный центр, городской округ, один из самых крупных в России центров, заметил Нестеров. Здесь, по его словам, оптимизация должна проходить обязательно.
– Мы видим, что бюджет Саратова постоянно требует дополнительных средств, – сказал министр, – но нужно не только рассчитывать на помощь федерального и областного бюджетов, а и самим максимально сократить лишние расходы и увеличить доходную часть собственного бюджета.
При этом он напомнил, что, будучи депутатом городской думы, он лично работал на общественных началах.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №16 (463)
Автор статьи: Иван ПЕТРОВ
Рубрика: Власть/Политика