«Я свидетель! А что случилось?»
Недавно в Саратове был подготовлен к печати шахматный сборник «Комментарии всех стран, соединяйтесь!». Это откровенная компиляция, чего составители ничуть не стесняются, поскольку так и было задумано: хрестоматии должны состоять из сочинённого разными авторами. К тому же перед каждой партией имеется «предисловие», написанное уже в XXI веке.
В книгу попали в основном (что существенно!) прочно забытые партии с комментариями из источников, до которых большинству читателей не добраться. Действительно, где взять старые турнирные бюллетени, шахматные журналы стран соцлагеря (молодые шахматисты могут спросить опытных, что это такое – некоторые ещё помнят) и «капстран»...
Вот фрагмент из главы об испанской партии – дебюте, изобретённом в XVI веке католическим священником из города Сафра в Эстремадуре Рюи Лопесом де Сегурой. Не слишком известный как деятель церкви, Лопес несколько лет был, по-нынешнему говоря, чемпионом мира по одной из версий и крупным дебютным теоретиком.
Забавная история, о которой пойдёт речь, касается не только шахмат.
Случай с партией Симагин – Лангевег из турнира памяти Чигорина 1967 г. является показательным примером того, как ошибка восприятия события свидетелем (явно добросовестным) может послужить поводом для дальнейшего повторения и тиражирования.
Судя по бюллетеню турнира, дело обстояло следующим образом.
Испанская партия
мг В.Симагин – мм К.Лангевег
Мемориал Чигорина,
Сочи, 1967
Примечания: Крогиус Н. Чёрный день... для белых. // Международный турнир памяти М.И.Чигорина. Бюллетень Всероссийского шахматного клуба. – 1967. – №2. – С.6; С натуры... там же, С.5
В комментарии Н.Крогиуса было сказано: «Московский гроссмейстер шутил, что его встреча с К.Лангевегом продолжалась лишь 6 (!) ходов. Действительно – первые тринадцать ходов были сделаны по известным рецептам, а затем В.Симагин сыграл по-своему, притом довольно сильно.
К.Лангевег, кстати, отличный знаток теории этого варианта, встретившись с неожиданностью, растерялся. Вместо 13. ...f5 заслуживало внимания 13. ...g6, да и дальше 15. ...Се7 оставляло возможность защиты.
Психологический шок был настолько силён, что мастер играл как обречённый. На девятнадцатом ходу в тяжёлой позиции он сдался. Это решение не выглядит преждевременным – чёрные вынуждены к размену на d4 и после 20. схd4 обречены на агонию по линии «c».
1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сb5 a6 4. Сa4 Кf6 5. O-O Кxe4 6. d4 b5 7. Сb3 d5 8. dxe5 Сe6 9. c3 Сc5 10. Кbd2 O-O 11. Сc2 Кxd2 12. Фxd2 f6 13. Фd3 f5 14. a4
14. ...b4 15. a5 Фc8 16. Сb3 Кe7 17. Сg5 Фd7 18. Сa4 Фc8 19. Кd4.
Чёрные сдались. Конец цитаты, как формулируют телеведущие. Анализируйте на здоровье все ходы – с первого по девятнадцатый.
Однако в том же (!) номере бюллетеня было (страницей раньше и без подписи) напечатано буквально следующее.
Когда на 14-м ходу (почему же на 14-м? Откуда это вообще взялось? – сост.) при полной доске фигур и полном материальном равенстве К.Лангевег сдался В.Симагину, в зрительном зале царило недоумение. Смущён был и сам Симагин: «В такой позиции мне ещё никто и никогда не сдавался...» Масла в огонь подлил подошедший Л.Шамкович: «Ничего не понимаю, – сказал он лукаво, – по-моему, совершенно равное положение». – «Конечно, – отпарировал Симагин, – ты бы сам играл здесь до мата». Справедливости ради, заметим, что позиция Лангевега была в общем-то безрадостной. Его фигуры не имели полезных ходов, тогда как Симагин мог создать серьёзные угрозы. Но всё же сдаваться... Всё объяснил гроссмейстер Дамянович: «Я знаю Лангевега давно, – сказал он. – С ним это бывает. Ему просто неприятно играть в таких позициях». В общем, голландский мастер проявил удивительную деликатность, освободив Симагина от необходимости доказать его перевес.
Ни из текста партии, ни из комментария к нему невозможно установить, откуда появились 14 ходов. «Мини-сенсация с мини-партией» связана, скорее всего, с чьей-то «lapsus manus». Однако именно эта информация и разошлась в своё время по разным источникам.
Что ж, на этот раз ошибка абсолютно (или почти абсолютно) безобидна, хотя и придаёт спортивно-психологическому портрету К.Лангевега черты, наличие которых текстом партии не слишком подтверждается. Зато, пожалуй, удаётся лишний раз показать, как возникают общепринятые заблуждения (и это касается отнюдь не только шахмат).
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 14(29), 11-17 апреля 2003 г.
Автор статьи: Август БАДЕР
Рубрика: Шахматы