Ремонтировать, нельзя откладывать
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, поскольку две трети жилых зданий в нашей стране имеют износ более 30 процентов. По статистике, при сохранении существующих объемов капитального ремонта, в ближайшие 10 лет более 10 процентов жилищного фонда придет в состояние, непригодное для проживания. А с этим шутить нельзя, и альтернативы капремонту просто нет. Становится понятным, что закон о привлечении средств собственников для проведения капитального ремонта призван изменить ситуацию, точнее – спасти ее.
По многочисленным просьбам читателей мы продолжаем знакомить собственников жилья с наиболее важными положениями данного закона. Итак, Федеральный закон от 25 декабря 2012 года № 271ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» определяет правовые основы для вовлечения в процесс финансирования капитального ремонта в многоквартирных домах собственников жилья. Ранее Гражданским и Жилищным кодексами РФ уже была установлена обязанность каждого собственника по несению бремени содержания принадлежащего ему имущества. Вместе с тем прежде не было эффективного механизма реализации этой обязанности. Ранее система взимания платы за капитальный ремонт фактически действовала в 500 российских городах. Новый закон призван сделать практику внесения взносов на капитальный ремонт общероссийской.
Масштаб проблемы
Если обратиться к цифрам статистики, то жилищный фонд в России насчитывает более 3,26 млрд кв. м, из которых 2,5 млрд кв. м (79%) – это многоквартирный жилищный фонд. На протяжении последних 50 лет в нашей стране главное внимание уделялось наращиванию совокупного размера жилищного фонда. На эти цели расходовалось более 85 процентов материальнофинансовых ресурсов, направляемых в жилищную сферу.
После 1992 года финансирование строительства нового, а также капитального ремонта уже построенного жилого фонда существенно снизилось. Недостаточность средств приводила к постоянному накапливанию так называемого «недоремонта», то есть объема жилых зданий, которые подлежат ремонту, но не ремонтируются. В российском жилищном фонде преобладают строения старше 30 лет. К этой категории относится 62,1 процента жилых зданий. То есть 2/3 многоквартирных домов имеют на сегодня износ более 30%.
Деятельность Фонда содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства улучшила ситуацию, но не решила полностью проблему «недоремонта». На капитальный ремонт многоквартирных домов за счет средств Фонда с 2008 по 2012 годы было выделено 214 млрд рублей. А с учетом долевого финансирования субъектов РФ и средств собственников жилья общий объем расходов на указанные цели составляет около 296 млрд рублей. Свой вклад внесла и реализация Региональных адресных программ капитального ремонта многоквартирных домов. Сделано много, но недостаточно. При сохранении существующих объемов капитального ремонта в ближайшие 10 лет около 300–400 млн кв. м жилья в России придет в состояние, непригодное для проживания людей. Высокая степень износа жилищного фонда – это не только низкий комфорт для его жителей, но и избыточное потребление энергетических ресурсов, прежде всего, тепла. Вопервых, потому что характеристики теплозащиты таких домов, как правило, низки. Вовторых, потому что в этих домах технологически невозможно регулировать объем потребления тепла.
И Гражданским кодексом РФ, и Жилищным кодексом РФ установлено, что за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, за проведение своевременного ремонта ответственность несут собственники помещений. Но все дело в том, что Жилищный кодекс, возложив принятие решения о финансировании капитального ремонта на собственников помещений, не предлагал никакого реального механизма действий. Принятие решения о капремонте было делом добровольным.
Внесение изменений в Жилищный кодекс РФ и дополнение его целой главой по организации системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах – это, вопервых, признание платы за капремонт обязательной для всех собственников. А вовторых – создание такого механизма, который позволит проводить капремонт всего жилищного фонда в плановом порядке.
Ниже мы приводим ответы компетентных специалистов на наиболее распространенные вопросы наших читателей. Надеемся, что информация будет полезна для собственников жилья.
Закон един
– Будут ли платить за капитальный ремонт собственники нежилых помещений, расположенных в домах (квартир, оформленных как нежилые помещения)? Должны ли они принимать участие в собраниях?
На сегодняшний день сложилась судебная практика (в том числе и в Саратовской области) взыскания доли с собственников нежилых помещений на содержание и текущий ремонт общего имущества. Поскольку Жилищным кодексом РФ взносы на капитальный ремонт отнесены к категории обязательных платежей, практика распространится и на взыскание долгов по ним.
Ремонт текущий и капитальный
– В отчетах ТСЖ, которые публикуются в газете, написано, что ТСЖ меняют окна в подъездах, ремонтируют крыши, меняют стояки отопления, ГВС и ХВС. Эти работы относятся к капитальному ремонту. Если ТСЖ и так их выполняют, значит, они заложены в ставку. Зачем платить больше?
Ни для кого также не секрет, что жилой фонд домов, обслуживаемых ТСЖ, имеет износ 60 и более процентов. В то же время законодательно закреплены сроки проведения капитального ремонта. Так, системы горячего и холодного водоснабжения, канализации должны капитально ремонтироваться через каждые 25 лет эксплуатации. Для того чтобы поддерживать системы жизнеобеспечения домов в надлежащем состоянии в период между капитальными ремонтами, вводится ставка текущего ремонта. Все жители также помнят, что в течение последних 25 лет никаких работ капитального характера не проводилось. Поэтому ТСЖ вынуждены были на средства текущего ремонта поддерживать состояние обслуживающих домов и обеспечивать безаварийную работу всех систем. В газете публикуются отчеты о выполнении титула текущего ремонта, и если там написано, что произведена замена системы ГВС, ХВС или канализации – значит работы произведены в объеме не более 30 процентов от необходимого. То есть производится ремонт или частичная замена там, где ремонтировать уже не имеет смысла. Кроме того, некоторые виды работ хотя и не относятся к текущему ремонту, но производятся по решению суда или по решению контролирующих органов (Жилищной инспекции, например). Здесь выбора у ТСЖ просто нет, так как неисполнение судебных решений и предписаний грозит огромными штрафами. Замена оконных блоков производится в домах, где существующие блоки представляют опасность для жизни жителей, либо по решению собственников при дополнительном с их стороны финансировании. Необходимо понимать, что текущий ремонт никак не может заменить ремонт капитальный.
Отказаться от ставки капремонта нельзя
– Можно ли общим собранием дома принять решение и отказаться от введения ставки капитального ремонта?
Особо следует подчеркнуть, что если собственники помещений в положенный срок после официального опубликования областной программы капитального ремонта не выбрали или выбрали, но не реализовали выбранный способ формирования фонда капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора. Средства уходят в общий котел.
Изъять свою долю со счета нельзя
– Что будет с выплаченными суммами, если собственник жилья примет решение продать квартиру, а ремонт до этого времени в доме еще не проводился?
Проще говоря, собственник помещения в многоквартирном доме не вправе требовать выделения своей доли денежных средств, находящихся на специальном счете. При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме, к приобретателю такого помещения переходит доля в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете.
Условия договора, в соответствии с которыми переход права собственности на помещение в многоквартирном доме не сопровождается переходом доли в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, являются ничтожными.
Капремонт – не для аварийных зданий
– Если дом не признан аварийным, но фактически таким уже является, будут ли собственники платить за капитальный ремонт?
Однако если решения о признании дома аварийным на момент формирования или актуализации программы нет, собственники будут платить по ставке капремонта.
Если же будет принято решение о признании дома аварийным, о сносе дома, то средства фонда капитального ремонта по решению общего собрания собственников направляются на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в соответствии со ст. 174 ЖК РФ.
Собственники помещений в таких многоквартирных домах освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт, начиная с месяца, следующего за тем месяцем, в котором принято решение об аварийности дома.
Также не платят взносы на капитальный ремонт собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, в отношении которого принято решение об его изъятии для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 169 ЖК РФ).
В случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и, соответственно, изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме, пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений.
Держите связь с региональным оператором
– Если собственники провели собрание и решили открыть специальный счет, оформив свое решение протоколом, каковы их дальнейшие действия? Куда они должны этот протокол предоставить, и как они узнают, что счет для их дома открыт?
Поскольку товарищества Фрунзенского района осуществляют управление несколькими многоквартирными домами, количество квартир в которых превышает 30, данные товарищества не могут быть владельцами специального счета. Не может быть его владельцем и физическое лицо, даже если оно уполномочено на то собственниками данного дома. По закону, счет может быть открыт в банке только на юридическое лицо и только у регионального оператора, который и будет его владельцем. То есть владельцем счета является региональный оператор, а собственниками средств являются жители конкретного многоквартирного дома. Обращаем внимание, что региональный оператор не может без согласия собственников воспользоваться данными средствами.
После проведения собрания собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания, которым оформлено это решение. Региональный оператор, в свою очередь, обращается в кредитную организацию, выбранную собственниками помещений (или региональным оператором, если собственники помещений не выбрали кредитную организацию на общем собрании), для открытия на свое имя специального счета и предъявляет оформленное протоколом решение общего собрания собственников помещений и другие документы, предусмотренные банковскими правилами. Региональный оператор в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета предоставляет в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания, справки банка об открытии специального счета и других документов, предусмотренных банковскими правилами.
Активная гражданская позиция важна для собственников
– Может ли ТСЖ воспользоваться средствами, которые жильцы соберут на капитальный ремонт?
Операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, только при предоставлении следующих документов:
– протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
– договора об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
– акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по указанному договору.
В части 3 ст. 179 ЖК РФ предусмотрено, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих домах.
Поскольку владельцем счета будет являться региональный оператор, ТСЖ воспользоваться средствами данного фонда не могут.
Однако нужно отметить, что в исключительных случаях решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и передаче средств региональному оператору может принимать орган местного самоуправления.
Например, если капитальный ремонт многоквартирного дома, предусмотренный региональной программой капремонта и признанный необходимым, не был проведен в срок, установленный региональной программой, изза того что собственники помещений в многоквартирном доме ничего не решили. Тогда орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Последний обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения решения органа местного самоуправления.
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в которых собственники помещений формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, организует сам региональный оператор в объеме и в сроки, установленные областной программой.
Собственники должны в течение трех месяцев рассмотреть поступившие предложения и принять на общем собрании решение о проведении капитального ремонта, утвердив предложенные перечень работ, смету расходов и сроки проведения ремонта, а также источники финансирования капитального ремонта. Фактически в этом случае решение жильцов является формальным, хотя и необходимым.
То есть жители должны чувствовать себя собственниками своего дома всегда, проявлять активную гражданскую позицию. А вот если открыть специальный счет и не принимать больше никаких мер, то органы местного самоуправления могут изъять средства со счета в пользу регионального оператора, для того чтобы впоследствии разрешения собственников на их расходование не требовалось.
Опубликовано: «Наш дом сегодня» №2 (86)
Рубрика: ЖКХ