Совет Миронова
Редчайший случай – Совет Федерации Федерального Собрания РФ в конце апреля пригласил региональных руководителей СМИ на встречу. Повод – обсудить информационную политику государства в условиях полного отсутствия государственной поддержки СМИ. Двухдневный семинар завершала пресс-конференция третьего лица в государстве – председателя Совфеда Сергея Миронова. После которой стало окончательно ясно – эксперимент по самостоятельному выживанию СМИ будет продолжен.
По данным начальника отдела печати и массовых коммуникаций федерального Министерства культуры и массовых коммуникаций Михаила Арзаманова, 90 процентов газет в России убыточные. Тираж региональных печатных СМИ составляет две трети общероссийского тиража, и одна треть соответственно приходится на центральные и федеральные газеты. При этом рекламные средства распределены совсем не в такой же пропорции. В 2004 году из 1 миллиарда 200 миллионов долларов рекламного бюджета только 250 миллионов попало в регионы. Так как с 2005 года целевых средств на поддержку местных СМИ государство не выделяет, то цель всех печатных органов местного масштаба одна – выжить и самостоятельно существовать в условиях рынка.
Директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер считает, что ничем не оправданное и не объясненное обществу лишение средств массовой информации экономических преференций означает, что государство фактически более не признает за СМИ особого статуса, требующего создания специального экономического режима максимального благоприятствования. Следовательно, государство более не вправе рассчитывать на отдачу и от редакторов и журналистов: СМИ становится таким же рыночным предприятием, как и, скажем, мебельная фабрика, работающая исключительно по законам капиталистической конкуренции.
Решить основной вопрос – где взять деньги на издание – получается у всех по-разному. Газета покрывает расходы на издание своими доходами от распространения, подписки, рекламы. Наша страна, как всегда, идет другим путем. По словам Андрея Рихтера, во всем мире разработаны меры по поддержке СМИ. И только в России нет единой государственной политики и, как следствие этого, – никаких скидок на распространение, льгот по почтовой рассылке и многого другого, что облегчило бы издание общественно-политических газет.
Зато у нас есть совсем свежий пример. 1 апреля перестала выходить общенациональная газета «Русский курьер». «Причина простая: к сожалению, сегодня качественные, хорошие, честные и умные общественно-политические газеты в России не могут быть самоокупаемыми, и учредитель просто решил перестать вкладывать в газету деньги», – объяснил факт смерти издания генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко, который является и генеральным директором издательства Х.Г.С., выпускающего газету.
Так что же делать газете, если в один прекрасный момент местный учредитель возьмет нехороший пример с «Русского курьера»?
ФРАНЦУЗСКОЕ С НОВГОРОДСКИМ
Охарактеризовав послание Президента РФ Федеральному Собранию как государственно-философское, Сергей Миронов приступил к оценке двух дней работы семинара региональных СМИ. После таких откровений как: «Жизнь в России не ограничивается Садовым кольцом», «С телеканалов льется поток пошлости», «Вызывает большую досаду, что у нас в новостях только все взрывается, тонет и падает», – Сергей Михайлович сделал ряд странных заявлений, которых от него собственно никто и не требовал. Для начала он признал, что в стране нет государственной идеологии, нет единой информационной политики, и высказал свою личную точку зрения: «Я утверждаю как соратник президента – в России нет ни одного по-настоящему пропрезидентского телевизионного канала или газеты. Если кому-то кажется, что в каких-то новостях больше показывают президента, то это делается сознательно или по недоумию». Видимо, наболело.
Одной фразой было сказано о пагубной политике ВГТРК, которая резко сокращает количество регионального вещания. Сделан вывод, что центральные издания по ценам недоступны большинству населения нашей страны, но в то же время государственная поддержка СМИ отсутствует. К слову пришлось: «Я не люблю французское слово «сенат», я люблю слова «палата регионов» – они наиболее точно обозначают суть и смысл работы нашей структуры». Здесь уместно будет заметить, что сенаторов, связанных со своими регионами житейскими, деловыми, семейными узами, в верхней палате парламента крайне мало, около 20 процентов. Это замечательно иллюстрирует пример Саратовской области. До недавнего времени нашу область в СФ представляли два человека, не имеющих практически никакого к нам отношения – Рамазан Абдулатипов и Валентин Завадников. Смена Абдулатипова на бывшего председателя облдумы Сергея Шувалова обнадеживает.
Новгородская журналистка так восхитила третьего человека в государстве, что он посвятил ей добрых 10 минут пресс-конференции. «Приезжаю в Великий Новгород, за день у меня несколько подходов к прессе, я как выжатый лимон. И вот интервью в студии на каком-то новом телеканале. Сидит молодая, симпатичная журналистка, такая русская красавица девушка Оля. Смотрит в свои записи, думаю, смущается, все-таки не каждый день такие интервью. Начинается эфир, она поднимает голову: «Сергей Михайлович, не скучаете по геологии?» Я опешил, и мы поговорили с ней обо всем. Я был потрясен высоким профессиональным уровнем региональной журналистики!».
БЕЗ РЫЧАГОВ
Во время общения с журналистами Сергей Михайлович был в приподнятом настроении. Его все радовало. Радовал высокий уровень регионального законодательства. Радовало создание Общественной палаты, которая должна стать переговорной площадкой между обществом и властью.
Прозвучавший вопрос его нимало не смутил: «Как может быть палата «общественной», если ее назначает один, пусть даже и уважаемый человек? Может, ее лучше назвать «Кремлевской» палатой?».
Миронов считает, что создать первичную закваску – большая проблема. «Я не сомневаюсь, что когда президент начнет называть первых 40 человек, вы убедитесь, что это авторитетные, уважаемые всей Россией люди».
Председатель Совфеда был откровенен и жесток в оценках и высказываниях.
– Не поспешило ли государство самоустраниться из сферы СМИ?
– Да, поспешило. Не надо было этого делать. Должна быть внятная политика, и вопрос финансирования должен быть решен в новом законе о СМИ. Мы понимаем, что многие региональные СМИ просто не выдержат. Надо формировать информационную идеологическую политику, – уверен Сергей Миронов.
Но вместо рецептов, как это сделать и что конкретно предлагает «палата регионов», Миронов обрушился с критикой на другое: позиционированием России на международной арене никто не занимается, от этого страдает имидж государства.
И что будет дальше делать верхняя палата парламента с катастрофической ситуацией, ради обсуждения которой приехали в Москву представители более 60 регионов, осталось за рамками отведенного для журналистов часа. Новая задумка пресс-службы Совета Федерации – Клуб главных редакторов региональных СМИ – должен стать каналом взаимного обогащения, где прозвучат живые голоса регионов. Хорошо, если это кому-то еще нужно.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 17 (129), 6-12 мая 2005 г.
Автор статьи: Анастасия КАРЯКИНА
Рубрика: Власть/Политика