Яндекс.Метрика

Действие равно противодействию

Действие равно противодействию

Не так давно один саратовский депутат воскликнул, наскоро обозрев качество свежепроизведенных дорожных работ по улице Танковая, – такое, говорит, ощущение, будто по ней танки уже прошли. Все промолчали, опустив понимающие глазки долу. Бестактность сказал. Ничего в этом асфальте чересчур такого особенного нет. Нет сегодня и подходящих политических условий, позволяющих исследовать особенный этот асфальт. Что размазан по дороге, как гуталин.

Предельно ясно, бьется публичный человек за правду-матку, но копни глубже – отыщешь конфликт интересов. Ну, поменяют подрядчика, станет он «своим». И уже другие начнут возмущаться, только активнее и громче. А дороги лучше не станут. Так исторически сложилось.

У нас кладут асфальт. В Санкт-Петербурге – плитку. Там «зоолетие». Зоологические принципы – человек человеку волк – определяют шальные деньги, отбитые на юбилейных подрядах. И «отстрелы» авторитетных людей, предшествовавшие торжествам и их завершающие. Подсчитывали прибыли, объем реставрационных и ремонтных работ, возведение новых объектов... Полушепотом объясняли: жена губернатора Санкт-Петербурга контролирует завод по производству плитки.

Бесплодная дискуссия: как правильнее зарабатывать, с прибыли или с себестоимости. С себестоимости – обществу дороже, с прибыли – вроде по-божески. В Питере сумели и так, и этак.

Прокуратура вознамерилась проверить, сколько щебня и песка, так называемой «подушки», оказалось под юбилейной яковлевской плиткой. В Северной столице нынче новые политические условия. Учет и контроль. Глаз да глаз. Чтобы яковлевская «команда» понимала, что дни ее сочтены, а возмездие – неотвратимо. Там Счетная палата представительных конференций, как в Саратове, не проводит. На Неве она работает, это на Волге – отдыхает...

Накануне приезда влиятельных международных гостей из Европы прошли малоприятные встречи строителей и дорожников с местными прокурорскими работниками. Стало понятно, что люди в синих фуражках будут копать в самом прямом смысле этого слова. Измеряя толщину «подушки» под плитками. Тогда среди белой и ясной питерской ночи приехали машины и рабочие. На всякий случай подтянули прожектора. Согнали на работы всех, кого было можно, сняли с других «горящих» объектов. Аврально юбилейную плитку подняли, «подушку» досыпали, как положено. Аккуратно заровняли, в рекордные сроки восстановили – сделали все, как было. За одну ночь. Поверить в это невозможно, если бы не свидетельские показания обалдевших жителей многоэтажных домов, добросовестно отобранные прокуратурой. И это не дурной анекдот, а наша замечательная реальность.

Вдобавок ко всему выявлен факт хищения 4,5 млн руб., предназначенных для проведения топогеодезических и инженерно-геологических работ, предшествующих строительству кольцевой автодороги. Мэрия Санкт-Петербурга заключила договор с людьми, которые просто исчезли. А все документы по проекту оказались абсолютно подложными. Все пришлось начинать сызнова.

Кольцевым автодорогам просто «везет». Генерального заказчика масштабной реконструкции столичной кольцевой – МКАДа – не определяли по конкурсу, а буквально «назначили». Не надо объяснять, почему. Мэрия Москвы объявила победителем тендера частную компанию, образованную лишь в марте 1996 года. Подведя итоги конкурса за три месяца до юридической регистрации фирмы-победительницы. Поэтому лучшая дорога страны, по крайней мере, на одном ее участке оказалась уже запланированной. Отхватили по 10 сантиметров по обе стороны от осевой линии. Длина дороги – без малого 109 км, один квадратный метр обходился бюджету примерно в 7 тыс. руб., а общая сметная стоимость строительства оценивается в 19,5 трлн руб. Классическая строительная «технология»: снижение качества (что впоследствии вызывает необходимость постоянно «латать» трассу) и завышение объемов работ, значительное удорожание себестоимости. Уникальная «стройка века» открывала такие же уникальные возможности. Эксперты МВД не поленились высверлить 180 контрольных отверстий в дорожном полотне. Замеры проводились на 24-километровом участке дороги, находящемся в зоне ответственности московского стройуправления СУ-802. Дорожная «подушка», как оказалось, была уложена с грубейшими нарушениями стандартов. Кроме того, по документам при строительстве использовался калиброванный песок (получающийся техническим способом и способный пропускать по два метра воды в сутки). В действительности обнаружился самый дешевый песок, из-за чего под полотном теперь постоянно скапливается влага, разрушающая трассу.

При помощи 50 подставных фирм (две ключевые компании возглавляли жена и зять гендиректора стройуправления) было украдено порядка 350 млрд неденоминированных рублей (общий освоенный объем составил 850 млрд руб., из чего легко понять – каждый третий рубль ушел на сторону). Деньги отыскались в Австрии, Германии, Великобритании, Италии, в стране банков – Швейцарии, и даже в печально знаменитом Бэнк оф Нью-Йорк («Бони»). Причем, на личном счету гендиректора СУ-802 Олега Хоменко в Женеве осело $700 тыс.

Уголовное дело завели 7 декабря 1999 года. Прошло три с половиной года, один из возможных фигурантов убит, другой в бегах, сам гендиректор под подпиской о невыезде, ни одного судебного заседания еще не состоялось. В России любому действию всегда отыщется равное ему противодействие.

Можно сколь угодно долго отыскивать аллюзии. «Прижали» слегка Лужкова, полностью «развели» губернатора Яковлева, получившего, как известно, пост вице-премьера правительства, отвечающего за ЖКХ. Пост с большими возможностями. Приезд Степашина и его заявления, сделанные в Саратове, доказали: сколь-нибудь серьезных претензий к Аяцкову нет. Пока нет или уже нет.

Говорят, зимняя акция по приходу в Саратов тяжелой снегоуборочной техники из Балтая и других отдаленных районов области (хорошо, не из Швеции – там снег не убирают, а укатывают) обошлась налогоплательщику, по некоторым, возможно, неточным данным, в 30 млн рублей. Всего же бюджету Саратова выделено 70 млн руб. «на дороги»: текущий ремонт, содержание, в том числе, расчистку от снега. Половину «заработали» министерские конкуренты-дорожники: провели собственную пиар-акцию и выставили за нее «счет». Возможно, это и впрямь эффективно. Просто непонятливым еще раз нужно объяснить, насколько все делается правильно.

Изменятся политические условия – нам объяснят, что делалось неправильно.

Вот почему так не прав саратовский депутат, с бухты-барахты напавший на дорожников. Его выпад «провис», и к своей теме он больше не возвращался. Предполагаю, кто-то мягко заметил: мол, найдутся люди, которые обратят внимание на низкое качество строительно-монтажных работ, производящихся его, депутата, организацией...

Развлекающие публику скандалы ничего фактически не изменят – ни в Москве, ни в Питере. Ни, конечно же, в Саратове. Просто перетасуют в очередной раз номенклатурную «колоду», практически не затронув содержательной стороны «дорожного вопроса». Потому что эти люди зависят от других реальных обстоятельств. По крайней мере, от выборов до выборов.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 22(37), 20-26 июня 2003 г.


Автор статьи:  Юрий САНБЕРГ
Рубрика:  Точки над Ё

Возврат к списку


Материалы по теме: