Казанова
2 апреля 1725 года родился итальянский авантюрист и любовник
«Вечный скиталец, бродяга любви» леонтьевской песни, исторический миф, живое воплощение Дон Жуана, легендарный обольститель, авантюрист и мистификатор, чудо-любовник, чародей и волшебник, перед обольстительными речами и ласками которого не могла устоять ни одна женщина, – таков Казанова в нашем представлении. Насколько это соответствует реальности – неизвестно. Он целиком – плод «галантного» восемнадцатого века, зачитывавшегося выдуманными приключениями Гулливера и сексуальными фантазиями маркиза де Сада. И сексуальной революции века двадцатого, открывшего, что «рецепты» Казановы строго соответствуют советам психоаналитиков.
О настоящем Джованни Джакомо Казанове (1725 – 1798) известно очень мало достоверного. Его мать умерла при родах. Рассказывают, что молодой священник, крестивший младенца, был так поражен, что он ни разу за две недели жизни не заплакал, что записал в дневнике: «Мне кажется, я сегодня покрестил самого антихриста». Ровно через год святой отец тоже скончался при загадочных обстоятельствах. По одним сведениям, Казанова начал сексуальную жизнь в 11 лет, по другим – в 21. Еще в молодости он успел примерить на себя и сутану священника (в свете его последующей деятельности это иначе как богохульством не назовешь), и солдатский мундир – причем в особом патриотизме и приверженности высоким идеалам замечен не был, мундиры менял часто, служа решительно всем – лишь бы платили. Позже прославился как баловень муз (писал стихи, прозу, пьесы, литературную критику, переводил со многих языков, прекрасно разбирался в античной и современной литературе, театре и живописи, был сведущ в музыке) и как ученый-любитель (алхимик, математик, историк). Недолгое время подвизался в юриспруденции – оказывается, впрок пошли годы учебы в старинном университете Падуи и защищенная в 16 лет диссертация по праву.
Хотя, конечно, последнее тоже звучит издевкой в контексте бурной и греховной жизни бретера, картежника, мошенника, распутника, немало отсидевшего в тюрьмах и постоянно не ладившего с законом многих стран Европы...
Узник инквизиции, сбежавший из знаменитой венецианской тюрьмы Пьомбо. Алхимик, якобы открывший секрет философского камня (хотя какой алхимик не утверждал, что он его открыл). Всемирно прославившийся предсказатель, не устававший галантно внушать высокопоставленным особам, что одинокую женщину ждет любовь, правителя – спокойствие и процветание государства, честолюбца – успех. И всех, всех без исключения – доброе здоровье, богатство и резкая перемена к лучшему. И в самое ближайшее время... Масон, в конце жизни доносивший на своих бывших коллег инквизиторам. Собеседник государей, переписывавшийся с Фридрихом Великим и Екатериной II. Прохиндей, жулик, мистификатор, неоднократно дравшийся на дуэлях и приговоренный к виселице «в двенадцати системах». Но главное – герой-любовник, боготворимый женщинами и презираемый мужчинами.
Однако и тут все неопределенно. Легенды приписывают Казанове соблазнение более 1000 женщин, но знаток и исследователь его биографии Святослав Бэлза утверждает: «...если обратиться к увлечениям Казановы, есть подсчеты, по которым получается, что за 39 лет у него было 122 женщины – три любовных похождения в год. Для современного человека весьма скромная «норма». По одной версии, Казанова вел распущенную жизнь под влиянием поразившей его смерти невесты, которую он страстно любил, вел себя честно и благородно, предупреждая каждую женщину, что никаких серьезных намерений он не имеет, что из их связи никаких обязательств друг перед другом не вытекает, прося не увлекаться им, чтобы легче можно было расстаться. Якобы он поклялся никогда не жениться, но в сорок лет не устоял перед красотой «райских врат» молоденькой монашки, поразительно напомнившей ему умершую невесту, и нарушил свою клятву. После чего ни разу не совершил супружеской измены. По другой, более циничной, Казанова приторговывал своими любовницами, подкладывая их «нужным людям», и карьеру не гнушался делать в постели, и чем ближе к старости, тем чаще пользовался услугами безотказных и нетребовательных «профессионалок». Есть авторы, которые считают, что Казанова вообще был девственником, а все его похождения – плод неудовлетворенных сексуальных фантазий. Истину мы, скорее всего, никогда не узнаем, ведь главным – если не единственным – источником наших представлений о легендарном итальянце являются его собственные мемуары, написанные в конце жизни и изданные впервые в 1822 году.
Занятно, что именно Казанова помогал своему другу Да Понте писать либретто моцартовской оперы «Дон Жуан». Его мемуары, вышедшие в годы романтизма XIX века, имели шумный успех и многими были восприняты как неприличные откровения очередного «Дон Жуана». Затем наступили времена викторианского ханжества и «официальной морали» – и поразительно откровенной книгой итальянца восхищались именно за исчезнувший дух свободы XVIII века. Поклонниками книги Казановы были Стендаль, Мюссе, Гейне, Достоевский.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 13 (75), 2-8 апреля 2004 г.
Автор статьи: Дмитрий ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Рубрика: Чему не учит история