Яндекс.Метрика

Как чукчи стали эскимосами

Как чукчи стали эскимосами

6(18) октября 1867 г. Аляска была передана Соединенным Штатам. Этот факт почему-то до сих пор вызывает неадекватную реакцию у наших соотечественников. Хотя сделка состоялась в 1867 г., народная молва почему-то упорно приписывает продажу Аляски Екатерине II (у группы «Любэ» даже есть песня про это), многие всерьез полагают, что полуостров был отдан в аренду на 100 лет и потом «не возвращен» России. Все это не соответствует действительности.

«Отдавай-ка Алясочку взад» – песенная ностальгия по утраченному имперскому величию. Лежать, как собака на сене, на двух континентах кажется недостаточным – хочется развалиться на три. Разумеется, всякий реваншизм требует своего исторического обоснования («всегда было наше», «мы их тогда спасли, а они...», «песок пропитан кровью петровских гренадер»). При этом не обязательно, по крайней мере на первом этапе, требовать у финнов Финляндию, у поляков – Варшаву, а у датчан – остров Борнхольм. Задача реваншиста проще – воспитать у своего народа чувство несправедливо обиженного и обвешенного на базаре истории. Наглядным пособием для такого воспитания ущемленного национального самолюбия кое-кто, очевидно, считает и продажу Россией Аляски и Алеутских островов Соединенным Штатам Америки в 1867 году.

На первый взгляд действия правящих кругов России при продаже Русской Америки представляются иррациональными, да и цена – 7,2 млн долларов или около 11 млн рублей по тогдашнему курсу – кажется смехотворной. Особенно с учетом найденного на Юконе золота, за несколько лет в десятки раз окупившего расходы США на покупку окрестностей Клондайка. Однако при этом сознательно закрываются глаза на то, что в 1867 г. никто о природных богатствах северной земли не знал, а оценивать действия наших предков с современных позиций – откровенное передергивание. Американцы первоначально вовсе не обрадовались приобретению. «Сундук со льдом», «Зоопарк полярных медведей», «Глупость» – такими заголовками пестрели газеты того времени. Царю пришлось выделить 100 000 долларов российскому посланнику в Вашингтоне на взятки газетчикам и конгрессменам за выступления в поддержку договора о продаже Аляски.

Во-вторых: «Аляска. Казалось, такая оплошность, что продали её за бесценок, – но теперь советские танки не могут идти по сухопутью в Америку! И ничтожный факт решает судьбу планеты». (А.И.Солженицын. «В круге первом». 1970-е годы). Или, как мрачно шутили сталинские зеки, «благодарим тебя, Александр II, что продал Аляску Америке, а то бы и там сидели в лагерях».

В-третьих, в российских руках Аляска была абсолютно убыточной – к 1866 г. Российско-Американская компания, владевшая Аляской, задолжала казне 725 тысяч рублей. Лежащая напротив Аляски Чукотка и сегодня являет собой удручающий пример состояния северных территорий в российском владении. Никаких оснований считать, что Аляска была бы освоена лучше, останься она в российских руках, не имеется – чукчам весело только в анекдотах.

Наконец, самое важное, Россия ни при каких условиях не могла надеяться удержать за собой владения в Северной Америке. «Транспортная теорема», определяющая размер империй, гласит: «Территориальный рост государства ограничивается временем обмена информацией между центром и регионами, которое должно быть меньшим, чем характерная длительность процессов, подлежащих управлению из центра, и скоростью развития транспортной связи регионов с центром, которая должна быть выше скорости экономического развития регионов». О «времени обмена информацией» между Россией и ее владениями на Тихом океане красноречиво говорит следующий факт: когда на коронацию Анны Иоанновны решили привезти «пригожих камчадальских девиц» с Камчатки, они прибыли в Петербург... ровно через три года после торжеств, и к тому же уже не девицами – большинство успело в долгом пути забеременеть и родить матушке-императрице прелестных метисов. Что касается «транспортной связи», то железная дорога, связавшая центр страны с Тихим океаном, появилась в США в 1860-е годы, а в России – только в начале ХХ века. Следовательно, после утверждения США в Калифорнии потеря Россией Аляски была неизбежна, как и предсказывал в 1850-е годы граф Муравьев-Амурский, и самым разумным было не ждать ее, а отдать добровольно, сосредоточившись на освоении Приамурья и Дальнего Востока. Что и сделал император Александр II, отдавший предпочтение внутренним реформам перед борьбой за далекие и беззащитные американские владения.

Ирония судьбы: даже тех небольших денег, которые США заплатили за Аляску, Россия не получила. Судно «Оркней», на котором перевозили в Петербург американское золото, подверглось в Балтийском море нападению и бесславно затонуло вместе с грузом.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 38(53), 17-23 октября 2003 г.


Автор статьи:  Дмитрий ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Рубрика:  Чему не учит история

Возврат к списку


Материалы по теме: