День и ночь космонавтики
12 апреля – день полета Юрия Гагарина. И «Колумбии» тоже
О великом значении первого полета человека в космос 12 апреля на разные лады говорится много. Я хочу обратить внимание читателей на аспект, о котором редко задумываются в связи с полетом Гагарина, – стратегический.
Холодная война, развернувшаяся сразу после окончания Второй мировой, была особой формой борьбы за лидерство в процессе глобализации Земли. При невозможности выиграть ядерную «горячую» войну, исход противостояния двух систем должен был решиться в сфере экономики и сознания. Побеждала та сторона, которая смогла бы предложить остальному миру более привлекательную модель развития. Позиции СССР были изначально крайне невыгодные. В 1939 г. было семь великих держав – СССР, Германия, Италия, Англия, Франция, Япония и США. После 1946 г. шесть из них объединились против СССР. Экономическое превосходство Запада всегда было колоссальным и измерялось не в процентах, а в разах. Вдобавок Восточный блок представлял собой классическую континентальную, сухопутную структуру, противостоящую морской силе Запада, что делало создание мировой социалистической экономики невозможным.
Мировая экономика базируется на международной торговле. При «прочих равных» морские перевозки выгоднее сухопутных, так как основная дорога – море – бесплатна. Стоимость перевозки тонны груза морем в два раза дешевле перевозки её на то же расстояние по железной дороге. Международная торговля в 1933 г. на 70%, а в 1973 г. на 80% осуществлялись морем. Поэтому морская сила всегда в конечном итоге побеждала сухопутную, а в «войне слона и кита» всегда побеждал кит. Поэтому неоспоримое господство на море, захваченное после Второй мировой войны американцами, гарантировало Западу конечную победу в экономической сфере – и выигрыш в состязании двух систем.
Советский Союз должен был найти выход. Прямой альтернативой морским перевозкам было развитие транспортной авиации, но в воздухе после войны также безраздельно господствовали США. Выход человечества в космос, впервые осуществленный в Советском Союзе, кардинально изменил стратегическую ситуацию. С точки зрения межпланетных транспортных перевозок и космической экономики транспортная сеть Земли и господство в земной торговле теряют значение. Это все равно, что городские хайвэи в сравнении с океанскими маршрутами – уровень развития городского транспорта не имеет значения, поскольку на океанах речь идет о другом порядке масштабов и расстояний.
Проблема была в том, что для того, чтобы межпланетные полеты стали эффективными, а господство в космосе «переиграло» господство на море и в воздухе на Земле, необходимы экономические субъекты на других планетах. То есть, начиная гонку в космосе, нужно было отдавать себе отчет в том, что способом выигрыша является только колонизация Солнечной системы.
В СССР ученые (начиная с Циолковского) всегда это знали. И Королев сумел убедить в этом Хрущева. Поэтому работы, начатые как поиск носителей для атомных бомб для достижения территории США, быстро перешли в плоскость полетов людей в космос – и проектирования орбитальных станций и лунных городов. В конце 60-х годов, во время «лунной гонки» с американцами, в СССР полным ходом шли работы по подготовке не просто высадки – колонизации Луны.
Не стоит преуменьшать и ментальное воздействие полета Гагарина. Особенности ментальной ситуации в поклоняющейся науке Западной цивилизации делали лидера в космосе №1 на Земле – независимо от реального соотношения экономических сил. Убийство Кеннеди, Вьетнам, «психоделическая революция» 1968 года, успехи СССР в привлечении на свою сторону все новых сателлитов из Третьего мира в начале 1960-х – прямые результаты ментального кризиса Запада после полета Гагарина.
Американцы не могли допустить, чтобы в глазах всего мира – а не только находящихся под «железным занавесом» – они уступили лидерство. Страны, как и люди, «всегда за тех, кто побеждает». Запад реально мог проиграть холодную войну. И Америка пошла на авантюру, вложив все свое преимущество в богатстве и экономике в высадку на Луне – в предельно опасный, на пределе технологий 60-х осуществляемый проект «Аполлон».
Взрыв советской ракеты «Н-1», проектировавшейся для «лунного города», и успешная высадка Нейла Армстронга нанесли Советскому Союзу решающее поражение в холодной войне.
Полет «Колумбии» 12 апреля 1981 г., открывший практику челночных рейсов, которую в СССР не смогли повторить, завершил перехват космического лидерства.
Поражение в космосе стало началом краха социалистического лагеря и создало тот мир, в котором мы сегодня живем.
А космические исследования, утратившие стратегическую роль, стали «дорогостоящей игрушкой» – и резко затормозились.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 14(29), 11-17 апреля 2003 г.
Автор статьи: Дмитрий ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Рубрика: Чему не учит история