Свобода, равенство и собственность!
14 июля 1789 г. восставший народ Парижа взял Бастилию
Для народов Европы это, видимо, самый знаменитый день в истории. День падения Старого порядка и начала Нового времени. День, когда мир шагнул из феодализма в современность. Знаменитый французский историк-марксист Альбер Собуль утверждал, что «принципы 1789 года, права человека» невозможно понять, двигаясь туманными абстракциями от почтенных предписаний Десяти заповедей к Хельсинской декларации. «Понятие и понимание прав человека, в сугубо историческом смысле, принадлежит Новому времени, эпохе великих революций XVII и XVIII веков».
Взятие Бастилии и последовавшая за ним «Декларация прав человека и гражданина» совершили резкий разрыв со Старым порядком, основанным на сословном неравенстве и «власти милостию Божией». В основе провозглашенных в 1789 году «простых и неоспоримых принципов» лежали два взаимосвязанных понятия: независимость личности и договор, являющийся краеугольным аспектом буржуазной мысли и философии Просвещения. Убеждение в абсолютной ценности Личности, обладающей душой, противостояло теориям, так или иначе низводящим человека до роли винтика в коллективах – рода, племени, нации или государства. Логика торговли невозможна без сделки (договора) между независимыми, свободными и равными субъектами. Участники торговли, говорил Собуль, «должны быть свободными, поскольку иначе акт обмена недействителен, должны быть собственниками; они должны быть равными, поскольку отношения обмена предполагают паритет. ...Свобода, равенство и собственность являются основными правами человека» (А.Собуль. О принципах 1789 года).
Мы, пережившие с 1989 г. очередную социальную революцию, знаем обманчивость слов. Под лозунгами свободы и равенства французы за четыре года после 1789 г. дошли до якобинского террора. Наполеон, разгоняя парламент и устанавливая Империю, говорил о «необходимости поставить свободу на незыблемые основания». Наша собственная Великая революция, загнавшая треть человечества в «социалистический лагерь», тоже проходила под скрижалями «свободы». «Во имя свободы христиане резали турок, Разин и Пугачев душегубствовали – но ее не было под солнцем» – мрачно констатировал Константин Леонтьев. История таких понятий, как «свобода» и «равенство» с 1789 г. по настоящее время хорошо иллюстрирует присказку современной лингвистики: «У слов нет значения, у них есть только употребления».
Конечно, принципы «Декларации прав» 1789 года – это слова-иллюзии. Однако они подняли Францию и весь мир, они будоражат его и теперь, придавая общественной жизни смысл. «Не в первый раз, мечтая о свободе / Раб строит новую тюрьму» (Максимилиан Волошин) – но и обманувшись в очередной раз в самых лучших побуждениях, человек продолжает мечтать о свободе. Мир был создан Богом за шесть дней – и создан свободным. Как небезосновательно утверждала «Декларация прав», «невежество, забвение и пренебрежение» к естественным правам человека являются «единственными причинами общественных бедствий и разложения правительств». Наша революция в 1917 г. доказала, что без собственности свобода и равенство быстро превращаются в свою противоположность. В 1992 г. мы взялись снова доказывать то же самое с другого конца: сосредоточив собственность в немногих руках олигархов и предоставив превращенный в «пролетариев» народ во власть новых имущих. Слова девальвировались. «Демократия» стало ругательством, свобода от прав, предоставленная нищим, – ловушкой. Но мы все равно наделены естественным (то есть природным, неотъемлемым и недевальвируемым) правом на «жизнь, свободу и стремление к счастью». И опыт истории не оставляет для лучшего общественного устройства иных принципов, чем «свобода, равенство и собственность».
Интересно, что «братства» в «Декларации прав человека и гражданина» нет. Знаменитая «треххвостка» Великой Французской революции сложилась позже под влиянием публицистики и революционных речей. «Братство» – категория нравственная, и к практическим принципам организации общества отношения не имеет. Опыт всех существовавших на Земле демократий – от Афин и Римской республики до США и Европейского Союза – доказывает, что третьим звеном, цементирующим свободу и равенство, является собственность. Демократия существует только там, где основная масса граждан является собственниками, и собственность обеспечивает экономический фундамент свободы и равенства прав.
С этих позиций, рассматривая новейшую нашу историю (в частности, итоги приватизации), невольно задаешься вопросом об исторической безответственности современного поколения россиян. Как известно, умные учатся на ошибках дураков, дураки – на своих собственных. А Россия идет и идет своим путем – не учится вообще.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 26 (41), 18-24 июля 2003 г.
Автор статьи: Дмитрий ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Рубрика: Чему не учит история