Яндекс.Метрика

В архив не сдается наш гордый «Варяг»

В архив не сдается наш гордый «Варяг»

Послесловие к юбилею

Сто лет назад в корейском порту Чемульпо был потоплен лучший и самый дорогостоящий по тем временам крейсер России «Варяг». Волна помпезных торжеств, устроенных по случаю юбилея военными властями РФ, «документальные» фильмы и репортажи по телевидению заставили меня взяться за перо, хотя изначально я этого не планировал. «Ровно сто лет тому назад (учитывая поправку на старый стиль) произошло одно из самых известных героических событий XX века» (Цитата из репортажа на ОРТ).

Мало того что «Варяг», со слов всезнающего корреспондента, оказался флагманом Тихоокеанского флота, так еще и получается, что весь его подвиг в том и заключался, что он «не побоявшись, принял бой с пятнадцатью кораблями противника, заранее будучи обречен на смерть».

Предвижу, что недовольные «патриоты» будут грызть меня за одну постановку вопроса. Рекомендую найти книгу В.Д.Доценко «Мифы и легенды русской морской истории» (Военно-историческая секция Санкт-Петербургского Дома ученых им.М.Горького Российской Академии Наук. Санкт-Петербург, 1997).

В России за словом «подвиг» нередко прячут чье-то головотяпство и некомпетентность. Именно так было и 27 января 1904 года (по старому стилю).

Вопрос первый: почему новейший броненосный крейсер I ранга, обладавший большим превосходством в скорости над всеми японскими кораблями, оказался в корейском порту в ловушке? Ответ: благодаря бездарности командования и пассивности командира крейсера. При проведении стратегической игры в 1902/1903 учебном году в Николаевской морской академии проигрывалась именно такая ситуация: при внезапном нападении Японии на Россию в Чемульпо остаются не отозванными крейсер и канонерская лодка. В игре посланные в Чемульпо миноносцы успевают сообщить о начале войны. Крейсер и канонерская лодка успевают соединиться с Порт-Артурской эскадрой. В реальности наместник царя на Дальнем Востоке генерал-адъютант адмирал Е.А.Алексеев и вице-адмирал О.А.Старк не только не предупредили «Варяг» о приближающейся войне, но и прямо запретили командиру крейсера В.Ф.Рудневу покидать Чемульпо, «чтобы не спровоцировать японцев» (не правда ли, что-то похожее потом будет в другой войне?).

Вопрос второй: почему командир крейсера капитан I ранга В.Ф.Руднев отказался от прорыва из Чемульпо? Ведь уже 24 января 1904 г. Рудневу было известно о разрыве дипотношений между Японией и Россией. Однако вместо того, чтобы уводить крейсер, он предпочел подчиниться распоряжению Алексеева (Нельсон в похожей ситуации приставил трубу к слепому глазу и заявил, что не может разобрать ошибочного приказа). Только 26 января Руднев поехал в Сеул к русскому посланнику – уговаривать его эвакуироваться на крейсере (в Корее уже маршировали японские войска, оккупирующие страну). Посланник отказался, и Руднев ночью 27 января отправил в Порт-Артур за инструкциями канонерку «Кореец», которую обстреляли японские миноносцы. Это уже война, но Руднев все еще не верит, все еще боится «спровоцировать японское нападение». У него в распоряжении еще есть несколько часов темного времени суток для прорыва, «Варяг», имевший скорость 24 узла, легко уходил от любого японского корабля, а высота прилива в Чемульпо (7 метров) сводит опасность для крейсера на фарватере до минимума (осадка «Варяга» 6,5 метра). Но он предпочел прорываться днем (!) якобы затем, чтобы «спасать» никому не нужную канонерку (скорость 13 узлов, устаревшее вооружение). Естественно, японский адмирал Уриу не упустил случая атаковать опасный крейсер – заставив «Варяг» вернуться в Чемульпо. Кстати, на «Кореец» японцы в бою вообще не обратили внимания...

Вернувшись в порт, Руднев не решился взорвать крейсер, а только затопил его на рейде, да так неумело, что при отливе «Варяг» обнажался на высоту до 4 метров! Японцы без особого труда подняли его, и крейсер своим ходом пошел под японским флагом в Сасебо.

Удивительно ли, что большинство флотских офицеров не одобряли действий Руднева, что по возвращении в Россию его не приняла кают-компания, и ему пришлось в конце концов уйти в отставку? Однако еще удивительнее, что за бой при Чемульпо Руднев был награжден... японским императором и – принял орден! Но Николай II (отказавшийся, кстати, награждать Руднева орденом Св. Георгия) запретил носить его на мундире.

Великая песня на стихи Рудольфа Грейнца, ставшая народной, создала миф о «Варяге», но в чем подвиг-то? В том, что новейший корабль стоимостью 2 миллиона 138 тысяч золотых рублей был бездарно потерян? Что погиб каждый четвертый матрос? Вопреки гуляющим уже век легендам Руднева о «затонувшем по пути в Сасебо крейсере «Такачихо» и «потопленном миноносце», которому даже не могут придумать названия, японский флот никаких потерь в бою у Чемульпо не понес. Быть может, удалось решить некие стратегические/тактические задачи? Отвлечь на себя часть вражеского флота, обеспечив победу главным силам? Тоже нет. Сорвали перевозки вражеских войск в Корею или нанесли ущерб его торговле? Нет.

На самом деле гибель «Варяга» стала прологом к гибели 2-й Тихоокеанской эскадры в Цусиме. И дальнейшим напрасным потерям.

Интересная получается традиция: Руднев, потерявший первоклассный корабль, – герой, генерал Самсонов, угробивший в 1914 г. армию в Мазурских болотах и от позора застрелившийся, – герой. Тухачевский, прославившийся только резней в Тамбове и Кронштадте и бездарно проигравший битву под Варшавой, – гений, Жуков, в 45-м бессчетно бросавший солдат на верную смерть, как на печально знаменитых Зееловских высотах, а в мирное время под испытание атомной бомбы, – главный герой Великой Отечественной. Что же удивляться штурму Грозного «лучшим министром обороны» Пашей-Мерседесом?

Суворов говорил: «Мне солдат дороже себя». А нас продолжают воспитывать на подвигах, культивирующих презрение к солдатской жизни.

P.S. Благодарю коллег по историческому форуму www.snowball.ru/forums/?board=history за помощь в подготовке этого материала.


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 7(69), 20-26 февраля 2004 г.


Автор статьи:  Дмитрий ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Рубрика:  Чему не учит история

Возврат к списку


Материалы по теме: