Женское счастье – был бы губер рядом...
Газета «Саратовские вести» на минувшей неделе дважды опубликовала – в некоторых вариациях – послание Президента России Федеральному Собранию, и оба раза под путинским текстом появлялись письма читателей (точнее, читательниц) в защиту губернатора Аяцкова.
Вполне можно трактовать как идеологическую диверсию. Поскольку кто же будет читать президентское послание в эдаком антураже? Естественно, немногочисленный и страшно далекий от народа читатель «СВ» набросится на письма, как на клубничку. Ввиду их вопиющей для губернии экзотики и нетипичности. А послание Президента останется непрочитанным. (Сам объект женской защиты учел такой вариант и, не надеясь на «СВ», велел отпечатать Послание в количестве 100 тысяч экземпляров для раздачи «на улицах, в жилых кварталах и трудовых коллективах»).
Любой газетный профессионал знает, что публикация подобных «писем» в официозных изданиях (неофициозные их, как правило, не публикуют) замыкает собой определенную технологическую цепочку. Первый этап которой – непосредственно сочинение эпистолы в одной из редакционных комнат и в соответствии с заданной темой (иногда расписанной по пунктам). Второй – выдумывание фамилии-имени мнимого автора (подчас коллективное, иногда варианты сопровождаются звонким смехом авторов-участников). Цинизма в этом занятии не больше и не меньше, чем в дежурных «вестях с полей» или PR-кирпиче про очередной колбасный цех, плохо замаскированном под редакционный очерк. Любопытно другое – сочинение текстов такого рода требует минимальных способностей к стилизации, а с этим у сотрудников правительственной газеты давно плохо. Остается предположить, будто «письма трудящихся» сочинялись не в одной из редакционных комнат, а в одном из кабинетов на Московской, 72. Идеологически обслуживают губернатора Аяцкова сплошь мужчины, потому пристрастие к женским псевдонимам выглядит несколько странным. Ну, это пусть психоаналитики разбираются, или, скажем, исследователи тюремных нравов.
Как бы то ни было, письма подписаны дамами – старой коммунисткой А. С. Дюкач и домохозяйкой Ириной Григорьевной Герасимовой. И стилистически продолжают традицию бабьих плачей с элементами кликушества, восходящую к фольклору, продолженную Н. А. Некрасовым и сценаристами советского фильма «Член правительства». (Персонаж Веры Марецкой: «Вот стою я перед вами, простая русская баба. Кулаками стрелянная, мужем битая. Стою. Жива»). Письмо г-жи Герасимовой: «К вам обращается простая русская женщина, домохозяйка (...) Успокойте меня, глупую». И т. п. Но стилизация хромает, тон сбивается, и в интонации то и дело проглядывают не только Некрасов с Марецкой, но издевающийся Галич («Израильская военщина известна всему свету. Как мать, говорю, и как женщина, требую их к ответу»). «Глупая», если верить самохарактеристике, домохозяйка непринужденно упоминает фантаста А. Азимова, армянского классика Стефана Орбеляна и римского сенатора Катона-старшего.
Впрочем, дьявол, по обыкновению, кроется в деталях. Если уж народные корреспонденты «Саратовских вестей» так свою образованность показать хочут, надо бы быть поточнее. Та же г-жа Герасимова называет невинно убиенных перед войной «маршалов Тухачевского, Блюхера и Якира». («И остались наши солдатушки с винтовкой против немецкого танка»). На самом деле, И. Э. Якир до маршала не дослужился и был репрессирован в звании командарма 1-го ранга. Катон-старший («Он всем в Сенате плешь проел, только и долдонил: «Кроме того, я думаю, что Карфаген необходимо разрушить!» – И. Г. Герасимова) вовсе не был кликушей и юродивым, так же как Пунические войны Рима с Карфагеном не были захватническими, а являлись жестокой борьбой цивилизаций и мировоззрений. В Карфагене существовал черный культ Ваала (Молоха и пр.) с массовыми человеческими жертвоприношениями – жертвы сжигали в окрестностях города (библейская «геенна огненная»). Именно поэтому Катон-старший призывал к разрушению Карфагена, а не к его обустройству и модернизации. Очень рискованные параллели Карфагена с Аяцковым у вас, г-жа Герасимова. Хотя красноречивые.
Вообще, окружение дамы-поклонницы подобрали Дмитрию Федоровичу такое, что любо-дорого. Аналогии от А. С. Дюкач: Анатолий Собчак, которого якобы перемололи «жерновами зависти и злобы». Георгий Жуков, которого «тоже устраняли». П. А. Столыпин, само собой. А вот равновеликие от г-жи Герасимовой: кроме Тухачевского, Блюхера, Якира еще Сергей Королев, во как! В подобном окружении губернатор Аяцков получается и академик, и герой, и мореплаватель, и плотник. Что всю жизнь без особого успеха пытался доказывать.
Ну, а чем заслужил Дмитрий Федорович место в таком иконостасе? Дамы наши не особо уважают конкретику: «И разве мало губернатором сделано за годы своего правления? Соберите все дела эти в кулак – не сожмете, пальцев не хватит все их сосчитать». (Так в кулак или по пальцам – не очень понятно? Судя по всему, речь идет об одной руке, а поэтому впечатляет не особо. Пять дел за восемь лет... Ну-у...). Г-жа Герасимова все же одно из добрых дел вспомнила торжествующе: «А, извините, строительство сверхдлинного четырехполосного моста через Волгу-матушку? Старый-то мост рушится. Еще чуть-чуть, и пришлось бы на плотах через Волгу переправляться. Или паром пускать, как при царе». Все это напоминает замечательный мультик «Волшебное кольцо», историю с «хрустальным мостом анжинерной работы», голос и интонацию Евгения Леонова, к которым и добавить нечего. Разве только, что мост построен на федеральные деньги. И неофициальные сведения о размахе воровства на объекте.
Еще создается впечатление, что авторы писем получают деньги еще где-то, кроме правительственной кассы или бухгалтерии «Сарвестей». Например, в конвертах от правых партий и одновременно – от ЦК КПРФ. Потому что удивительные для простого человека либерально-антикоммунистические пассажи соседствуют с оборотами «развалили, растащили все, что смогли, по углам».
И. Г. Герасимова: «Хочу напомнить лицам, развязавшим революционную кампанию по свержению ныне действующего губернатора, слова Иисуса Христа: «Кто сам без греха, пусть первый бросит камень...». Лучше Бога не скажешь». Это уже было у Сергея Довлатова. Он приводит цитату какого-то эмигрантского публициста: «Как замечательно сказал Иисус Христос...» Похвалил, отмечает Довлатов, талантливого автора.
В идеологических службах исполнительной власти давно бытует мнение, что ни одно оппозиционное СМИ с таким успехом не разрушает имидж Аяцкова, как «Саратовские Вести» Т. В. Артемовой. Это они зря. Губернаторскому имиджу уже словно мертвому припарки, но как приятно, черт побери, открыть утром свою газету и узнать от простых домохозяек, какой ты хороший человек.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 21 (83), 4-10 июня 2004 г.
Автор статьи: Алексей КОЛОБРОДОВ
Рубрика: Власть/Политика