Дело пахнет керосином
В новом саратовском аэропорту впервые в истории отечественной авиации гражданские самолеты взлетать и садиться будут, используя взлетно-посадочную полосу на равных правах с ракетоносцами. Такое мирное «сосуществование» потребует беспрецедентных мер безопасности. Но до сих пор не урегулирована проблема вокруг «керосиновых линз», находящихся на территории авиабазы «Энгельс-2». Пассажирам нового международного аэропорта, похоже, будет предложено «не принюхиваться».
Комитет по строительству и архитектуре при правительстве области дал задание коммерческой фирме ЗАО НПО «Прогресстех» на подготовку предпроектных предложений по строительству нового саратовского аэропорта на авиабазе «Энгельс-2». Предложения готовы, документация согласована с ОАО «Саратовские авиалинии» и с инженерно-аэродромной службой командования дальней авиации ВВС РФ.
Компетентность разработчиков сомнений не вызывает. Созданная в 1991 году, «Прогресстех» зарекомендовала себя как одна из ведущих отечественных компаний, занятых в области аэродромостроения. Конкурс на разработку предпроектной документации как будто бы не объявлялся. Широкого обсуждения среди специалистов не проводилось. В сообщениях саратовского информагентства использовался недвусмысленный «новояз»: «заказ вручили симпатичной московской фирме».
Зато НПО «Прогресстех» предлагает уложиться в $81,57 млн. Строить намеревается в три этапа, обеспечивая на каждом этапе законченные комплексы, способные осуществлять те или иные объемы перевозок. Планируемый срок строительства – 8 лет, пусковой комплекс нужно будет строить 3 года, «цена вопроса» – $40 млн. Пропускная способность аэровокзала – 1500 человек в час.
При этом предлагается использовать уже завершенные разработки фирмы. Из элементов «конструктора» предлагается «собрать» гражданский сектор авиабазы. Типовой аэровокзал – как в подмосковном аэропорту Остафьево, использующемся с декабря 2000 года совместно компанией «Газпромавиа» и авиацией ВМФ. База аэродромной службы – из проекта обоснований инвестиций в развитие аэропорта Туношна, город Ярославль. Гостиница и бизнес-центр – оттуда же. Рулежные дорожки, перрон, места стоянок будут в точности, как в киргизском Манасе.
Проектно-изыскательские работы первой очереди аэропорта обойдутся в $1,43 млн, второй очереди – $0,51 млн, третью очередь спроектируют за $1,2 млн. Итого: только разработка документации обойдется заказчику в $3,14 млн. Можно ли найти дешевле? Кто знает. Но, кажется, проблема в том, как было сформулировано задание.
Обследование керосиновых «линз», образовавшихся в результате утечек авиационного горючего из складов ГСМ-1 и ГСМ-2, сданных в эксплуатацию еще в 1953 году, в «задание» заказчика не входит.
Еще в начале 90-х годов от гражданских экологов стало известно: в районе авиабазы поражена площадь 660-670 га. По разным оценкам, имея балансовые запасы до 450-500 тыс. тонн топлива, «линзы» движутся к Волге со скоростью 20 метров в год. Таковы данные гидрогеологической экспедиции. Вот, собственно, и все, что известно. Есть менее радикальные экологи, полагающие: авиатоплива под землей 250 тыс. тонн. На чем они основываются? На своей уверенности...
С тех пор новой – и точной! – информации нет. Военные, правда, склонны считать так: под землей 16 тыс. тонн горючего, поражена площадь 47 га, 500 тонн керосина уже откачали. Вот вам два подхода к оценкам размера нанесенного ущерба, разнящиеся до 20 раз!
Современное состояние объекта не афишируется. Неясно, как скажется начало строительства на поведении «линз». Нетрудно предположить, что зону бедствия на всякий случай «разместят» в «закрытом секторе», охраняемом военными. Понятно, любое строительство начнется лишь после заключения экспертов-экологов. Но насколько приблизительные, сделанные на глазок расчеты совпадут с реальностью, не окажется ли строительство по колено в керосине? Разве возведение дополнительных гражданских объектов не повод, чтобы исследовать досконально экологическое состояние примыкающей к авиабазе территории?
Тревожных симптомов достаточно. В середине июля прошлого года в овраге рядом с авиационной базой из-за неосторожного обращения с огнем возник пожар. Нефтепродукты, пропитавшие почву, горели вместе с резиновыми автопокрышками, которые пытались «утилизировать» местные бомжи. Огонь охватил площадь 1000 кв. метров, с огнем боролись в течение 6 часов. Пожарные расчеты, прибывшие из Саратова и Энгельса, ликвидировали пожар, проведя пенную атаку. Пожар возник в стороне от «керосиновых линз». Но насколько точно специалисты представляют площадь керосиновых подземных озер, «профиль» их залегания?
В августе прошлого года на страницах «Красной Звезды» военные экологи впрямую обвинили правительство Саратовской области в нежелании разрешать экологическую проблему авиабазы. В «Природно-ресурсных ведомостях» ситуацию они назвали «безобразной». Брошено беспрецедентное обвинение: главной задачей было – дословно – «собрать деньги и поделить». В Саратове сделали вид, будто публичных выпадов не заметили.
Речь шла, по нынешним временам, о давно прожитом и забытом 2000 годе. Тогда из почти 33 млн руб., полученных внебюджетным фондом правительства, по версии МО РФ, две трети средств (69%) было израсходовано на приобретение оргтехники, автотранспорта, ГСМ, жилья, на оплату теплоэнергии (ОАО «Саратовэнерго», 10 млн руб.), реконструкцию и благоустройство областного центра, но никак не на ликвидацию последствий загрязнения. На очистку почв в районе авиабазы, по словам военных, не было потрачено ни копейки. Полномасштабные работы начались лишь после достаточно жесткого давления военного ведомства: 4 млн руб. выделил бюджет, еще 3 млн – федеральный экологический фонд.
Механизм взимания экологических платежей с тех пор изменился, однако вряд ли можно утверждать, будто кардинально другим стало состояние «линз» на авиабазе и прилегающих к ней территориях.
В конце 1997 года военными был заключен договор с фирмой «Новисар», к маю 2001 года из 200 шурфов откачано было 800 кубометров керосина. Работы начались без государственной экспертизы, без серьезного проекта экологической очистки, мониторинга подземных вод и рекультивации почв. Фирму оштрафовали, и больше сведений об ее успехах не слышно.
Едва ли справедливо упрекать в недостаточном понимании проблемы исключительно гражданские власти. Во-первых, очевидный виновник утечки керосина – военное ведомство. Совершенно ясно, что именно минобороны должно нести и основное бремя расходов.
Во-вторых, дав разрешение на совместное использование авиабазы «Энгельс-2», главный штаб Военно-воздушных сил должен быть убежден в абсолютной экологической и техногенной безопасности объекта. Значит, такое понимание есть?
Тогда придется исходить из соображения, что размеры опасности существенным образом завышены. И «керосиновые линзы» в действительности не столь опасны, как представляется. Часть керосина выкачали преступные группировки. Не сидели сложа руки фирмы, занятые легальной очисткой территории. Сколько лет экологическое бедствие будут еще использоваться как способ «честного» перераспределения бюджетных средств, как некий «скрытый трансферт»?
Похоже, даже пассажирам нового международного аэропорта рекомендовано будет «не принюхиваться».
Обратный пример. В 2002 году в районе военного аэродрома Чкаловский в подмосковном поселке Бахчиванжи семьи летчиков стали задыхаться: керосином тянуло из подвалов жилых домов, запах не выветривался из квартир. В течение почти 40 лет эксплуатации аэродрома из-за многолетнего пролива топлива при заправке самолетов образовалась на глубине от 2 до 6 метров керосиновая «линза» площадью 20 га. Были загрязнены и грунтовые воды. Работы по очистке начальник экологической безопасности ВС РФ генерал-лейтенант Борис Алексеев планирует завершить в 2003 году. Срывов утвержденного графика пока не наблюдается.
По плану министерства обороны все работы по очистке территории на авиабазе «Энгельс-2» должны были завершиться в минувшем году.
Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 7(22), 21-27 февраля 2003 г.
Автор статьи: Юрий САНБЕРГ
Рубрика: Точки над Ё