Он умел играть любовь...
На минувшей неделе культурная общественность Саратова почтила память актера областной филармонии и Театра драмы Владимира Седова. В честь артиста, прославившегося своими театральными работами, а также многочисленными ролями в кино, на фасаде филармонии в торжественной обстановке была установлена мемориальная доска.
Безусловно, Владимир Седов – один из ярких представителей российской культуры. Окончив Саратовское театральное училище, он работал в театрах Волгограда, Воронежа, Саратова. За исполнение роли Сальвадора Альенде в спектакле «Хроники одного дня» получил Государственную премию, а впоследствии – звание заслуженного артиста РСФСР.
Седов снимался у Бондарчука, Кулиша, Лиозновой, его партнерами в кино были Ульянов, Рыбников и многие другие знаменитые актеры. Среди особо значимых киноработ – главные роли в фильмах «Степь», «Нас ждут на земле», «Им покоряется небо», «Серая болезнь». Другие помнят его по таким ролям, как адмирал флота в ленте «Случай в квадрате 36-80», генерал милиции в «Лекарстве против страха», инспектор полиции Нил в «Тайне черных дроздов». А за свою главную работу в кино – роль генерала Карбышева в фильме «Родины солдат» – артист получил Государственную премию имени Довженко.
Его театральными работами восхищались Аркадий Райкин и Сергей Юрский. Супруга актера – известная актриса Инга Мысовская рассказала о своем участии вместе с Седовым в постановке Валерия Соловьева «А зори здесь тихие»: «Это был наш триумф. Восемь лет подряд зал каждый раз вставал. Я смотрела постановку Любимова в Москве. Очень здорово он там все придумал. Трансформация сцены, декорации. А у нас был спектакль про человеческое сердце. «Скорая помощь» на входе дежурила, людям плохо становилось».
Седов был разноплановым актером, способным сыграть разные характеры. Его называли русским Жераром Филиппом, а режиссер «Войны и мира» Бондарчук как-то признался: «Если бы я тебя узнал раньше, Тихонов не играл бы Болконского».
Сценарист Эмиль Брагинский, по пьесе которого в Саратовской драме был поставлен спектакль, сказал: «Счастлив театр, в котором играет такой артист, как Седов!». Когда же в 1986 году в театре возник конфликт между худруком Дзекуном и Соловьевым, и Седова, поддержавшего режиссера, уволили, за него лично вступился Михаил Ульянов. Он через ЦК партии добился, чтобы актера и Мысовскую (она тоже встала на сторону режиссера) – восстановили на работе. Однако они предпочли сделать в карьере резкий поворот, уйдя служить в областную филармонию после десяти лет, проведенных в драме. И, как призналась на открытии мемориальной доски ныне заслуженная артистка РСФСР Инга Мысовская, оба об этом шаге ни разу не пожалели.
Они ставили и играли литературные спектакли «Пушкин», «Он называл себя О’Генри», «Завтра была война» (эта постановка удостоилась диплома первой степени на фестивале «Золотой Арлекин» и была сыграна в нескольких российских городах, в том числе в Москве). Впереди было много совместных творческих планов…
Сегодня Мысовская играет на сцене филармонии без Седова. Он ушел из жизни в 2009 году. Причиной смертельной болезни стала давняя тяжелая травма. На съемках фильма «Циолковский» автобус с труппой перевернулся, Седов успел помочь выбраться нескольким людям, несмотря на то, что сам серьезно пострадал – черепно-мозговая травма, повреждения позвоночника. Поэт Евгений Евтушенко, снимавшийся в этом фильме, отвез его в госпиталь, а потом навещал каждый день. Седов сумел вернуться к полноценной жизни. Занимался, бегал в мороз. И полностью восстановился. Работал. Но когда-то полученные травмы должны были сказаться...
«Мне повезло, что я и жил в одно время с Владимиром Седовым, и работал с ним», – заявил художественный руководитель филармонии Анатолий Катц. А бывший партнер Седова, ныне худрук Театра драмы Григорий Аредаков рассказал о его редком актерском даровании: «Седов очень талантливо играл любовь на сцене и в кадре. Сегодня это большая редкость, потому что принято ставить и играть сплошное отрицание. Поэтому когда я рассказываю своим студентам и пытаюсь им показать, как любовь играл Седов, они оживляются, у них начинают гореть глаза...»
Опубликовано: «Новые времена в Саратове» №34 (481)
Автор статьи: Юрий САВЕЛЬЕВ
Рубрика: Память/История