Яндекс.Метрика

Саратов, покажи личико!

Саратов, покажи личико!

Лицо города. Его визитная карточка. Одно из красивейших мест во всем Поволжье – проехав от Астрахани до Ярославля, я нигде не видел ничего подобного; разве ярославские крутояры могут с ней сравниться. Между тем нынешний облик Набережная Космонавтов приобрела совсем недавно. В прежние же времена берег Волги был необустроен, дик и сплошь покрыт причалами и бойкими торговыми местами. В 1881 г. путеводитель по Саратову отмечал: «Торговля Саратова на пристани вообще так значительна, что городской берег Волги, который растянулся на 6 верст, бывает иногда не в состоянии вместить в себя всего количества скопляющихся у Саратова судов. Обыкновенный вид на пристань в навигационное время – это целый лес мачт, между которыми мелькают там и сям пароходные трубы, а на берегу толпы рабочего народа, занятого нагрузкой и выгрузкой судов».

Красочное описание сохранилось в газете «Саратовский листок» за 1898 г.: «Набережные во всякое время – это нечто невозможное; незамощенные, заваленные беспорядочно бревнами, досками, полно ям. Спускаясь к какой-либо из пароходных пристаней, рискуешь искалечить себя».

Проблему для Саратова представляло изменение русла Волги. Подчиняясь геоморфологическим законам, река стремилась уйти в сторону от города. Сборник «По великой русской реке» 1913 г. писал об этом так: «Злобу дня для Саратова составляет постепенное обмеление Волги или, вернее, постепенное отступление ее от города, очутившегося теперь от нее уже в двух верстах. Саратовцы стараются, по мере сил и возможности, бороться с этим злом; они устраивают плотины, направляют силу воды в сторону саратовского берега, роют каналы с этой же целью, но все эти меры пока еще не приносят существенной пользы, и Волга продолжает себе отступать да отступать по новому, полюбившемуся ей, направлению».

Власти пытались что-то сделать. Еще в 1860 г. губернатор Алексей Игнатьев обратился в министерство внутренних дел с тем, чтобы придать, наконец, Саратову приличное лицо. Смета составила 18700 рублей, но проект не получил осуществления. А в 1914 г. саратовские пристани вообще сгорели, и восстановить их не смогли. Вплоть до начала 30-х годов берег Волги представлял унылое скопище временных пакгаузов и покосившихся складов, стоящих на обрывистом берегу над песчаным пляжем.

Лишь в годы первых пятилеток занялись саратовской набережной. Сначала – как водилось при социализме – ее «рабочей» частью. В постановлении «О проектировании Саратовского речного порта» отмечалось, что «Саратов в отношении благоустроенности своих пристаней находится в наихудшем положении из всех крупных перевалочных пунктов на Волге, – признавал документ. – Грузы приходится складывать на берегу под открытым небом, подвергая их влиянию дождя и ночной сырости. Поскольку при этом линия причала все время передвигается, в зависимости от уровня воды в Волге, то и складочные площадки меняют свои места... При этих условиях весьма затруднительно применение механизации погрузочно-разгрузочных работ, и она фактически не применяется».

Война прервала процесс облагораживания берега Волги. Только в начале 1960-х годов развернулось массированное строительство на набережной – и к 1965 г., когда запустили автодорожный мост через Волгу, набережная была уже построена, и речная панорама Саратова приобрела современный вид. Заслуга в этом принадлежит первому секретарю обкома Алексею Шибаеву, который лично курировал строительство, а потом и сам жил в доме на набережной. Вообще память о нем крайне неоднозначна – но за набережную любой саратовец скажет спасибо. Получилось очень даже симпатично. И уроженец Саратова, писатель Константин Александрович Федин, приезжая из столицы на родину, частенько наведывался на современную Набережную Космонавтов, вставал у парапета, любовался зрелищем и приговаривал: «Как все изменилось! Как все стало иным! Какой простор!»


Опубликовано: «Новые времена в Саратове», № 29 (44), 8-14 августа 2003 г.


Автор статьи:  Дмитрий ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Рубрика:  Память/История

Возврат к списку


Материалы по теме: