Яндекс.Метрика

Сберечь самое ценное

Сберечь самое ценное

18 июня 1583 года в Лондоне зафиксирован первый в мире документированный случай страхования жизни. Однако первая в истории самостоятельная страховая организация появилась в британской столице только в 1698 году.

В России страхование возникло гораздо позже – в конце XVIII века. В 1786 году Екатерина II повелела Государственному заемному банку страховать во всех городах каменные дома, фабрики и заводы.

А через 10 лет Павел I учредил специальную контору для приема товаров «на страх». Вскоре после этого возникло первое акционерное Российское страховое от огня общество, которое стало проводить операции по страхованию от пожаров. Эта услуга получила в то время особую популярность. Ведь возгорания в российских городах, где большинство построек были деревянными, приносили колоссальные убытки.

В 1835 году началось страхование жизни и пожизненных доходов. Отец семейства считал своим долгом позаботиться о благосостоянии жены и детей. Наличие страховки у главы дома рассматривалось как свидетельство его ответственного отношения к семье. Полис гарантировал защиту при непредвиденных обстоятельствах – смерти, инвалидности, а также предлагал некоторую прибыль от вложенных средств. Договоры заключались на 15–20 лет.

Несколько позже учрежденное Российское транспортное и страховое общество во многом способствовало оживлению торговли.

Бурное развитие страхования в России фактически началось после отмены крепостного права в 1861 году. Тогда появилось обязательное взаимное земское страхование. По закону каждый житель сельской местности, независимо от дохода, был обязан застраховать свои дом и хозяйство. С одной стороны, это прогрессивный шаг государства, так как пожары становились буквально национальной бедой. С другой – он вызывал волну протестов населения, особенно малообеспеченных слоев. В некоторых губерниях доходило даже до крестьянских бунтов против «нового налога». Ведь если страховка вовремя не оплачивалась, приходил староста, требовал взнос и в случае отсутствия у сельчанина денег забирал подчас последнее, что было ценного в хозяйстве.

В 1895 году на улицах Петербурга появился первый «самодвижущийся экипаж на резиновых колесах». А всего через три года открылся магазин по продаже заграничных авто. Первые машины, несмотря на малую скорость, представляли собой серьезную опасность для водителя, пешеходов, да и сами подвергались большому числу рисков. Поэтому в мае 1913 года Министерство внутренних дел утвердило Общие условия страхования убытков владельцев моторных экипажей. Отечественные компании сразу же начали предлагать услуги по защите автомобилей от всякого рода повреждений.

Кстати, популярная в наши дни страховка от угона тогда была не очень востребованной. Вероятность кражи машины равнялась практически нулю. Навыками вождения в те времена обладали немногие, а продать угнанный автомобиль было весьма сложно.

До конца XIX века в России появились и другие страховые организации. Среди них Московское, Русское и Варшавское страховые от огня общества, «Русский Ллойд», общества «Северное», «Заботливость», «Надежда». В это же время в страну были допущены иностранные отраслевые компании – «Нью-Йорк», «Эквитебль», «Урбен», Генеральное общество.

Однако в 1918 году декретом Совнаркома все виды страхования были объявлены государственной монополией.


Опубликовано:  «Новые времена в Саратове» №20 (280)
Автор статьи:  Анна МУХИНА
Рубрика:  Память/История

Возврат к списку


Материалы по теме: